In English

О рыночном «патриотизме»

20.09.2012, Яппаров Тагир
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/22991

О рыночном «патриотизме» Продолжу разговор, начатый в прошлой колонке. В России до сих пор идет спор о том, как власти могут и должны помогать высокотехнологичному бизнесу. В этой дискуссии сталкиваются порой диаметрально противоположные крайности: «рыночный абсолютизм» (дескать, кинем бизнес в ледяную воду — кто выплывет, тот и конкурентоспособен) и тепличный патернализм. А, может быть, просто взять за основу реальную практику, которая всегда существенно отличается от теорий?

В свое время все мы наблюдали, как эффективно финансовые структуры Германии (разумеется, при прямой поддержке властей ФРГ) поддерживали немецкие компании на российском рынке 90-х годов, изобиловавшем многочисленными рисками. Благодаря кредитам «Гермеса», по сути, начиналась автоматизация российских ведомств. Помню один из таких проектов: о том, чтобы заменить поставщика технологий из Германии на российского, не было и речи. Спор шел о том, почему бы не передать внедрение отечественной ИТ-фирме. Но многочисленные переговоры не давали результата. Наконец, во время очередного совещания представители германской стороны положили на стол типовой «гермесовский» контракт, из которого черным по белому следовало: на услуги локальных поставщиков может быть израсходовано не более 3% денег. Стоит ли напоминать о цене этих финансовых займов, которые возвращались затем с огромными процентами?

Если взглянуть на эту историю глазами германских компаний, все выглядит справедливо: международные контракты обеспечили им полную защиту и безопасность в ходе освоения российского рынка. А теперь давайте представим себе на секунду гипотетическую ситуацию: в Германии заказчики внедряют решения российских разработчиков, причем местным компаниям могут быть переданы лишь некоторые сервисные работы, оплата которых не должна превышать 3% от суммы контракта. Понятно, что подобная история — чистой воды фантастика. Причем ненаучная.

Я не призываю представителей нашего государства повторять опыт «Гермеса». Да это и невозможно, если только речь не идет о каких-нибудь совсем уж неразвитых зарубежных рынках. Скорее, хотелось бы видеть хотя бы какие-то шаги, направленные на укрепление бренда «Сделано в России» или «Разработано в России». И не только в глобальном масштабе, но и, что называется, в своем собственном доме. Компания SAP никогда не стала бы одним из ключевых поставщиков ERP-систем, если бы прежде не оказалась ведущим игроком национального рынка. Впрочем, даже это не избавило SAP от жесточайшей конкуренции с американскими компаниями на их территории. Что уж говорить о российских разработчиках, которым зачастую проще вывести свои решения на мировые рынки, чем на рынок своей страны?!

Американский рынок, между прочим, не менее показателен с точки зрения патриотизма, демонстрируемого как государственными структурами, так и заказчиками из корпоративного сектора. «Покупай американское!» — не лозунг, а прямо-таки генетический код. Взять хотя бы курьезный (хотя и обидный) скандал, разразившийся после того, как выяснилось, что в одном из программных комплексов военного назначения, ориентированном на использование планшетов iPad, за визуализацию документов отвечала российская разработка, приобретенная в App Store? Если правильно помню, российская компания попыталась использовать это обстоятельство как PR-повод, после чего в США возникла форменная истерика, и контракт был аннулирован как противоречащий национальной безопасности.

Мне кажется, речь тут не столько о национальной безопасности с «военной» точки зрения, а — о безопасности американских поставщиков на «домашнем» рынке.

У меня нет стопроцентно успешного, готового рецепта формирования режима благоприятствования отечественному производителю в России. Зато я могу с уверенностью утверждать: нам приходится «воевать» за рынки сбыта даже у себя дома. Если это попытка «стимулировать» российские технологические компании к выходу на мировые рынки, то — попытка слишком жесткая. Логичнее помогать российским компаниям «накачать мускулы» дома. Как это происходит с нашими коллегами-конкурентами в США, Германии и других странах. И уже затем — ждать выдающихся результатов на глобальном рынке. Мы и сами не прочь их добиться. Жаль, это не так-то просто сделать в одиночку, с опорой только на собственные силы.

Центральный федеральный округ