In English

«По ту сторону» портала госуслуг

15.05.2017

«По ту сторону» портала госуслуг
Над созданием, интеграцией и развитием «Регионального портала государственных услуг Вологодской области» почти четыре года — с 2013 по 2016 — работала компания «АйТи. Ведомственные системы». Теперь 110 услуг, предоставляемых муниципальными и региональными органами власти, полностью оказываются в электронном виде. Гражданам не нужно приходить в ведомства, чтобы их заказать или оплатить.

Теперь многие госуслуги легко найти и выбрать – перечень наиболее приоритетных и востребованных сразу виден на портале. Там же подробно написано, что нужно сделать, чтобы их получить, какие документы предоставить и прочее. Также через интернет можно заполнить заявление и предоставить документы в электронном виде. Ну а после — отслеживать статус выполнения услуги. И в конце получить результат предоставления услуг в электронной форме или прийти в ведомство только за готовым документом.

Безусловно, гражданам новшество принесло много «плюсов». Но интересна и другая сторона медали — «внутренняя кухня» чиновников. Как изменилось межведомственное взаимодействие? Стало ли удобнее работать тем сотрудникам, которые отвечают за оказание услуг населению?

Участники проекта отмечают, что запросы, которые получают от граждан ведомства, стали обрабатываться быстрее, поскольку пропали логистические накладки. Каждому работнику приходит задача, которую он выполняет, и ему не приходится искать дополнительную информацию — вся она есть в автоматизированной системе. В Вологодской области таких специалистов из разных ведомств, которые ежедневно пользуются внутренним приложением портала, насчитывается уже более 1140 человек.

Поскольку граждане теперь как правило не являются в ведомства лично, снизились затраты времени и сил на личный прием, включающий оформление различных заявлений, запрос дополнительных справок, а бывает, и выяснение межличностных отношений. Комфорт работы для чиновников вырос многократно, как следствие растет и ее эффективность, и удовлетворенность.

«Полтава» – победа на ИТ-фронте

Информационная система «Полтава-Госуслуги», разработанная компанией «АйТи. Ведомственные системы», предназначена для автоматизации процесса оказания государственной услуги в электронном виде и межвежомственного взаимодействия. Система разработана с учетом текущего состава и состояния инфраструктуры «Электронного правительства РФ». Система является централизованным веб-приложением и уже используется и развивается в 14 регионах России. Есть возможность поставки системы «Полтава-Госуслуги» в различных конфигурациях, состоящих из необходимого набора подсистем и дополнительных модулей.

Рядовому сотруднику администрации теперь легче расставлять приоритеты в работе, планировать свой день. Работа стала проще и эффективнее, большая доля отчетности формируется автоматизированно, то есть на нее тоже не приходится тратить много времени и сил.

Автоматизированная система «по ту сторону» портала госуслуг имеет простой интерфейс, и любой сотрудник, имеющий минимальные знания по работе с компьютером, легко освоит ее функциональные возможности. Пройдя обучение, пользователи получают знания о том, как более эффективно использовать систему. Фактически для работы с ней чиновнику нужно только умение работать в интернет-браузере и желание оптимизировать свое рабочее время. Система имеет интуитивно понятный интерфейс и очень подробные руководства для пользователей. Есть и служба технической поддержки, сотрудники которой могут помочь не только с решением какой-либо поломки, но и просто проконсультировать пользователя системы в любой его ситуации. Как свидетельствует опыт внедрения, если у некоторых пользователей первоначально и был страх нового, настороженность по отношению к работе с системой, то они прошли довольно быстро благодаря поддержке компании-разработчика.

Иду на портал

По данным Росстата за 2016 год почти 60% жителей Вологодской области используют электронный способ обращения в органы власти за предоставлением государственных услуг. Это первое место по СЗФО и 15-е по России. В 2016 году количество пользователей федерального и регионального порталов госуслуг в области увеличилось еще на 230 тыс. чел.

Стать их пользователем очень просто: нужно лишь пройти процедуру регистрации на gosuslugi.ru или gosuslugi35.ru, а затем подтвердить учетную запись в одном из Центров обслуживания пользователей порталов госуслуг – в области действуют более 600 таких центров, которые открыты в органах власти, МФЦ, центрах занятости населения, органах ЗАГС, УВД и других организациях области.

Вадим Деянышев, генеральный директор «АйТи. Ведомственные системы», отмечает: «Созданная нами информационная система объединяет все уровни государственной власти в регионе, в ней работают свыше тысячи сотрудников различных ведомств. Это единственная система, реально обеспечивающая стандартизацию качества и сроков оказания услуг вне зависимости от того, в каком российском городе или селе гражданин обратился за услугой. Она централизованно автоматизирует регламенты взаимодействия граждан с сотрудниками органов власти всех уровней и подчинения. Таким образом, в перспективе портал госуслуг и связанные с ним информационные системы становятся инструментом управления качеством работы всех органов власти в регионе*». В результате ИТ-система позволяет видеть, как оказываются госуслуги в разных местах, тиражировать передовой опыт, а также корректировать и подтягивать отстающих до нужного уровня.

В 2016 году портал госуслуг Вологодской области обрастал новыми функциями и дополнениями. Важным этапом стала интеграция РПГУ с Центром автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП) – через свой привычный региональный портал госуслуг люди стали узнавать о своих штрафах за дорожные нарушения. Также была выполнена интеграция мобильного приложения РПГУ и «Единого личного кабинета гражданина». В своем «личном кабинете» можно видеть все статусы по всем услугам из трех порталов: Единый портал госуслуг, Региональный портал госуслуг и портал МФЦ. Таким образом, это федеральный сервис, объединяющий все три уровня получения госуслуг в одном приложении.

На этом новые возможности, появившихся в 2016 году у жителей Вологодской области, не заканчиваются: теперь через Региональный портал госуслуг можно оплачивать госпошлину за оказание государственных услуг и записываться к врачам в поликлиники. При этом пользователи смогут существенно сэкономить на оплате госпошлин. Скидку можно будет получить на особенно популярные среди населения услуги. Снижение размеров госпошлин будет доступно для тех, кто подаст заявление в электронном виде и оплатит госпошлину через интернет-портал или через мобильное приложение, используя для этого банковскую карту, «электронный кошелек» или денежные средства со счета мобильного телефона. Такое экономическое стимулирование делает получение услуг в электронном виде все более популярным среди населения.

«Работа ведомств стала более прозрачной, значительно облегчился мониторинг эффективности их деятельности, – говорит председатель Общественного совета при областном комитете информационных технологий и телекоммуникаций Павел Горбунов. – Стало проще отследить динамику обращений граждан и процессы исполнения поставленных перед ведомствами задач. Таким образом, легче оценить их работу в целом, что важно и для населения, и для правительства. Автоматизированная система, разработанная компанией «АйТи. Ведомственные системы», позволила осуществить интеграцию с системами областных ведомств, встроиться в процесс межведомственного взаимодействия и перейти от «ручной» обработки документов к электронной». 


Наша справка
Компания «АйТи. Ведомственные системы» создает комплексные решения для «Электронного правительства России». Информационные системы, создаваемые компанией, обеспечивают автоматизацию оказания государственных услуг в соответствии с требованиями Федерального закона № 210.
«АйТи. Ведомственные системы» была создана в 2008 году на основе подразделения компании АйТи, которое специализировалось на задачах информатизации органов государственной власти. Сейчас компания входит в группу АйТи –многопрофильный ИТ-холдинг, предоставляющий весь спектр услуг и решений для создания, модернизации и сопровождения корпоративных информационных систем. Филиалы ГК АйТи успешно работают в 20 городах России.

* Речь идет о том, что работа госслужащих оценивается в соответствии с «Методикой оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ», утв. постановлением правительства РФ № 1142 от 3 ноября 2012 года (в ред. от 26 ноября 2015 года), - прим. ред.

Центральный федеральный округ