In English

Почему ИТ-стандарты не интересуют заказчиков в России

08.02.2011, Яппаров Тагир
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/10852

Почему ИТ-стандарты не интересуют заказчиков в России Необходимость повсеместного применения на рынке ИТ универсальных стандартов, способных обеспечить единую и прочную основу взаимоотношений между исполнителями и заказчиками проектов, становится все более очевидной с каждым годом.

Эта тема на российском рынке обсуждается уже довольно давно. Еще лет десять назад наша компания выступила одним из инициаторов этой дискуссии. Уже тогда стало ясно, что отсутствие стандартов (не технических, а — описывающих принципы подготовки, реализации и оценки эффективности ИТ-проектов) делает бизнес интеграторов менее эффективным. И с годами эта проблема не потеряла своей остроты.
Многие госзаказчики до сих пор не желают знать ничего кроме давно устаревшего ГОСТа. А зачастую не знают даже о существовании соответствующих ГОСТов. И — все интеграторы оказываются заложниками ситуации...



Увы, процесс пока носит односторонний характер. Поставщики внедряют современные практики, хорошо зарекомендовавшие себя во всем мире технологии управления проектами и разработками. Тем временем, например, многие госзаказчики до сих пор не желают знать ничего кроме давно устаревшего ГОСТа. А зачастую не знают даже о существовании соответствующих ГОСТов. И — все интеграторы оказываются заложниками ситуации.

О том, какова сила стандартов, мы в АйТи узнали давно — как только начали развивать международный бизнес группы компаний. Оказалось, что взаимодействие с зарубежными заказчиками в обязательном порядке предполагает способность поставщика соответствовать жестким стандартам. Да, необходимость стандартизации деятельности проектной ИТ-компании предполагает определенные издержки. И порой весьма существенные. Но оборотная сторона медали эти затраты окупает. Ведь взаимодействуя на четких, единых принципах с иностранными заказчиками, удается куда более точно прогнозировать прибыль. Да и сами эти прогнозы исполняются куда чаще, чем на внутреннем российском рынке.

Отсутствие единой базы — это еще и довольно опасный карт-бланш, который поставщики вручают заказчику. Так, в России ИТ-интеграторам зачастую приходится переделывать уже выполненную работу (разумеется, без дополнительной оплаты) просто потому, что заказчик «так хочет», «передумал», решил «сделать по-другому». И это еще одно существенное ограничение, с которым в процессе развития бизнеса сталкиваются все интеграторские компании.
В свое время именно благодаря появлению зарубежных контрактов мы начали осваивать международные процессные стандарты, в том числе стандарты качества. Так, начав в 1999 году работать с General Electric Healthcare, АйТи пришлось обеспечить соответствием всему пулу стандартов, обеспечения которых требовал заказчик — компания, знаменитая, в том числе, методикой точной настройки бизнес-процессов «Six Sigma». Учиться приходилось тогда «в процессе», на практике. Зато мы очень быстро поняли, что такой подход максимально эффективен как для заказчика, так и для поставщика. Ведь появляется возможность контролировать и качество, и результаты. Причем — работая в одной технологии, по одной модели.

Одно время казалось, что международные стандарты вскоре приживутся и в России. Особенно после того, как на нашем рынке стало модно изучать библиотеки ITIL, ITSM и другие международные нормативы управления ИТ-услугами, активно применяемые в мире. Участники рынка принялись развивать экспертизу в сфере проектного менеджмента. Появились ассоциации, популяризирующие и продвигающие методологии управления проектами. Однако дальше «моды» дело во многих сегментах не пошло. Так, среди российских производителей ПО по-прежнему очень мало компаний, соответствующих модели зрелости CMM.
Рынок поставщиков не в состоянии «навязать» рынку международные стандарты до тех пор, пока стандартизация и сертификация не начнут вызывать хорошо артикулированный интерес со стороны заказчиков. Интерес на деле, а не на бумаге или на уровне красивых слов!



В чем дело? Ведь еще несколько лет назад мне, да и многим моим коллегам казалось, что процесс будет развиваться более интенсивно. Ответ ясен. Рынок поставщиков не в состоянии «навязать» рынку международные стандарты до тех пор, пока стандартизация и сертификация не начнут вызывать хорошо артикулированный интерес со стороны заказчиков. Интерес на деле, а не на бумаге или на уровне красивых слов.

Не удивительно, что мы имеем то, что имеем. Рыночная конкуренция, да и рыночные инструменты повышения эффективности в нашей стране до сих пор не слишком сильно востребованы (что прямо относится к ИТ). Потому-то мы до сих пор работаем на рынке, на котором представлены преимущественно не сертифицированные поставщики и не сертифицированные потребители. Причем и у тех, и у других отсутствуют стандарты и технологий управления качеством. Что же, это показатель индустрии, всего отечественного рынка ИТ в целом.

Российские предприятия до сих пор работают преимущественно внутри страны и слабо интегрированы в мировую экономику. А уровень конкуренции на внутреннем рынке не слишком высок. Очевидно, что и вопросы повышения эффективности (прежде всего за счет внедрения ИТ) не являются первостепенными. Если бы наши предприятия активно вели международный бизнес, им точно так же, как и нам в свое время, просто пришлось бы работать в рамках международных стандартов. В результате и поставщики ИТ сумели бы повысить свою эффективность. Так что перспективы перехода к интернациональным стандартам в вопросах взаимодействия поставщиков и потребителей ИТ в России прямо зависят от экономической активности заказчиков.

А пока наша компания вынуждена на разных рынках использовать различные подходы. На зарубежных рынках — международные стандарты. Внутри страны — ГОСТы (в лучшем случае), или сложившиеся «обычаи». Потому что в России многие клиенты зачастую отказываются взаимодействовать в рамках согласованных технологий и нормативов.
Всем надоели непредсказуемость заказчика, невозможность предугадать маржинальность проектов, невысокие возможности для повышения капитализации. Заказчик же в России еще не устал. Но его не заставишь...



Жаль. Ведь стандарты – враг «мутной воды». В течение долгого времени участники нашего рынка ИТ не считали это обстоятельство слишком большой проблемой. Но теперь ощущается некоторая… усталость. Всем надоели непредсказуемость заказчика, невозможность предугадать маржинальность проектов, невысокие возможности для повышения капитализации. Заказчик же в России еще не устал. Но его не заставишь.

Что первично — «курица» или «яйцо»? В мире есть примеры, когда инициаторами повсеместного применения единых стандартов выступали поставщики. Есть и обратные примеры, когда первый шаг делали клиенты. Ну, а мы пока бегаем по кругу. В проектном сегменте рынка ИТ конкуренция все еще носит довольно искаженный характер. Много закрытых, «привилегированных» зон. Все это совершенно не мотивирует к использованию общих подходов и стандартов. Ибо стандарт — прерогатива по-настоящему открытого рынка.

Следует ли участникам индустрии ИТ предпринимать дальнейшие попытки в этом направлении? Обязательно! Так, продолжает свою работу комитет по стандартам в структуре АП КИТ. Со своими предложениями выступают и нишевые ассоциации. Если бы к этой работе подключился еще и Росстандарт…

Во всем мире стандартизация способствует развитию рынков. История учит: любой рынок, вставший на рельсы стандартов, получает мощный импульс к ускоренному развитию. Но верно и обратное. Отсутствие интереса заказчиков к стандартам, описывающим процессы управления всем комплексом ИТ-услуг, свидетельствует о том, что российская экономика (по крайней мере, значительная ее часть) находится в неконкурентной зоне.

Центральный федеральный округ