In English

Почему в России нет ИТ-аутсорсинга

28.03.2011, Яппаров Тагир
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/11437

Почему в России нет ИТ-аутсорсинга Рынок ИТ-аутсорсинга в России пребывает в довольно двусмысленном и сложном положении. Клиенты не первый год говорят, что хотели бы активно использовать такой метод управления инфраструктурой. Но на практике — не готовы. О своем стремлении существенно расширить практику предоставления услуг ИТ-аутсорсинга заявляют и поставщики. Но если разобраться, и они не готовы к тому, чтобы поставить такие проекты на поток. В результате складывается патовая ситуация, которую участники индустрии обсуждают уже не первый год.

Низкая степень готовности заказчиков к ИТ-аутсорсингу, на мой взгляд, вызвана «институциональными» особенностями этой модели как таковой. Ведь любой серьезный проект в сфере ИТ-аутсорсинга предполагает очень серьезную трансформацию управленческих механизмов компании-клиента. Не случайно такие проекты во всем мире считаются весьма рискованными.

По имеющимся данным, примерно 40% проектов в сфере ИТ-аутсорсинга в течение первого года от начала реализации признаются неудачными. Существенной остается доля разочарованных заказчиков и на второй, и на третий год работы по новой схеме. Таким образом статистика успешных реализаций здесь намного хуже, чем, например, в сегменте проектов, связанных с внедрением ERP-систем.


Трансформация уже действующего корпоративного организма осложняется еще и тем, что затрагивает как правило большое количество сотрудников — сотен, тысяч, а случается и десятков тысяч людей. Таким образом не удается рассматривать проекты ИТ-аутсорсинга как исключительно «технологические». Ведь если предполагается высвобождение части персонала или, например, перевод специалистов во внешние структуры, приходится выстраивать новую организационную модель работы. Мало того, такие проекты нужно всерьез планировать и просчитывать с точки зрения HR. В этом — еще одна сложность, с которой приходится сталкиваться и поставщикам, и заказчикам на рынке ИТ-аутсорсинга. Простыми преобразования, затрагивающие тысячи людей, по определению быть не могут. С этой точки зрения российские поставщики к серьезному освоению сегмента ИТ-аутсорсинга пока еще и не приступали. Скорее — «присматривались».

Не случайно под ИТ-аутсорсингом многие заказчики понимают весьма простую операцию — вывод в дочернюю или аффилированную компанию конкретных сервисов. Этот, начальный уровень ИТ-аутсорсинга в России более или менее отработан. А вот передача в управление внешним компаниям более сложных процессов требует от заказчика куда большей зрелости.

С точки зрения поставщиков ситуация выглядит еще более сложной. Ведь успешный проект в сфере аутсорсинга — всегда результат накопленной методологии и экспертизы. То есть — опыта. Мало того, ни один подрядчик не способен c заданным качеством выполнить крупный аутсорсинговый проект, не имея навыка реализации подобных задач в прошлом. Как минимум — опыта большого числа проектов меньшего масштаба.

Да, участники российского рынка ИТ постоянно учатся, повышают уровень компетенций. Но и это еще не все. Ведь бизнес в сфере аутсорсинга – это бизнес капитала.


Здесь, полагаю, следует сделать короткое отступление. До сих пор на нашем рынке происходит очень неприятная подмена понятий. Бизнес в сфере предоставления ИТ-сервисов постоянно смешивается с ИТ-аутсорсингом. С этими определениями в России вообще обращаются очень вольно, двигают ими как наперстками. В итоге мы говорим одно, а имеем в виду совсем другое: под аутсорсингом начинают понимать регулярный сервисный бизнес. А это далеко не одно и то же.

Так вот, если удалить «сервисный» смысл, вкладываемый в определение ИТ-аутсорсинга, и перейти к нормальному пониманию, принятому во всем мире, окажется, что первая транзакция, с которой начинается ИТ-аутсорсинг, – это выкуп соответствующей инфраструктуры у заказчика: людей, оборудования и т.п. И это могут быть контракты стоимостью в десятки, сотни миллионов долларов.

Это означает, что поставщик услуг аутсорсинга должен иметь доступ к капиталу. В России же ИТ-компании не капитализированы. Длинных кредитов нет. К тому же заемные деньги слишком дороги. Все это делает бизнес в сфере ИТ-аутсорсинга очень неудобным для отечественных поставщиков.

Что скрывать, все попытки проведения крупных рыночных конкурсов на предоставление услуг ИТ-аутсорсига приводили в нашей стране к тому, что в финале оказывались только зарубежные компании. Просто потому, что их российские соперники не понимали, что сначала придется заплатить. И лишь потом, может быть не ранее чем через пять лет, появится шанс вернуть вложенные средства и что-то заработать. Со всеми вытекающими рисками…

События могли бы складываться иначе, если бы зарубежные игроки готовы были активно инвестировать в развитие российского ИТ-аутсорсинга. Но пока они занимаются, откровенно говоря, выжиманием денег с нашего рынка. В полном смысле инвестиций — практически нет. А то, что именуется «инвестициями», при ближайшем рассмотрении оказывается, скорее, маркетинговыми затратами.

До сих пор в России ни одна крупная международная ИТ-компания не построила внятный аутсорсинговый бизнес. Почему? Да потому, что штаб-квартиры не разрешают инвестировать в Россию. А разрешают только зарабатывать здесь.


Международные корпорации не хотят, а отечественные компании — не могут «поднять» рынок аутсорсинга с нуля. В итоге этот сегмент остается мало конкурентным и не слишком привлекательным.
Наконец, вся российская экономика по-прежнему остается неконкурентной. Поэтому даже крупные предприятия способны добиваться заметных и быстрых результатов иными способами — куда более простыми, чем тонкая подстройка бизнес-процессов с использованием ИТ-аутсорсинга.

Все это и приводит к тому, что говоря об ИТ-аутсорсинге, мы до сих пор обсуждаем миф. Очень интересную, яркую, но — легенду, за которой не стоит никакой конкретики.

Большинство реализуемых проектов, которые принято относить к ИТ-аутсорсингу, таковыми чаще всего не являются. Просто потому, что вывод заказчиками ИТ-сервисов в дочерние компании трудно считать рыночным подходом.

В начале 2000-х многие на российском рынке ИТ сделали ставку на то, что аутсорсинг будет активно развиваться, а экономика —повышать «рыночный градус», что позволит сделать этот инструмент одним из рычагов наращивания стоимости компаний-заказчиков. Но увы, план этот не сработал.

Думаю, я никого не удивлю, сказав, что группа АйТи не ставит сегодня перед собой стратегической задачи активно работать на рынке ИТ-аутсорсинга. Потому что рынка этого нет.

Когда появится — будем действовать. Вместе с коллегами по цеху. Впрочем, при одном условии: российские ИТ-компании должны будут к этому моменту решить проблему недостаточной капитализации. Потому что серьезный аутсорсинг — это серьезные деньги.

Будем реалистами.

Центральный федеральный округ