In English

Дочки-матери, или Как долго продлится мода на собственные ИТ-структуры заказчиков

26.07.2011, Яппаров Тагир
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/13167

Дочки-матери, или Как долго продлится мода на собственные ИТ-структуры заказчиков Участники российской индустрии ИТ вот уже который год обсуждают позиционные маневры институциональных поставщиков услуг технологического аутсорсинга и дочерних ИТ-структур крупных предприятий-заказчиков. Главная тема — «кто – кого?». Но не проще ли задаться другим вопросом: «А почему, собственно?».

Во всем мире вывод непрофильных активов, бизнес-процессов и сервисов на открытый рынок (а для большинства предприятий управление ИТ-инфраструктурами является как раз непрофильной деятельностью) — вопрос давно решенный. Причем в положительном смысле. Мало того, тема экономической целесообразности такого подхода в развитых странах — больше не предмет дискуссий. ИТ-аутсорсинг (да и аутсорсинг вообще) доказал свои преимущества, сформировав прочный фундамент для наступления эры «облаков».

Но у нас всё иначе.

Кэптивные ИТ-структуры (зачастую весьма крупные, затратные и, признаем, далеко не всегда эффективные) до сих пор обслуживают материнские холдинги и компании, тем самым сокращая рынок аутсорсинга в самом привлекательном и многообещающем сегменте — сегменте крупных заказчиков.


Попутно возникает терминологическая путаница. ИТ-«дочки» ведущих отечественных предприятий и промышленных групп все чаще обретают формальную самостоятельность, превращаясь будто бы в специализированные «компании». Однако ИТ-аутсорсинг в стране от этого не растет. Ведь, по сути, соответствующие бюджеты на рынок не попадают, продолжая циркулировать по «малому кругу кровообращения». Может быть поэтому в России и нет до сих пор «Большого аутсорсинга»?

Зачем нужны «ручные» ИТ-компании, получившие лишь кажущуюся независимость, однако продолжающие обслуживать породившие их структуры все на тех же, нерыночных принципах? Напрашивается ответ: таковы текущие интересы и установки акционеров и топ-менеджеров предприятий-заказчиков. Как говорится, имеют полное право!

Строго говоря, организационных форм аутсорсинга в мире придумано множество. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно регулярно посещать, скажем, ежегодные мероприятия консалтинговой компании Gartner. Вариантов и правда — не счесть. Мало того, сами по себе отдельные типы и виды ИТ-аутсорсинга весьма гибки, изменчивы. С чего бы это?

На этот вопрос легко дать тот же самый ответ, что и выше. Так хочет заказчик, а покупатель, как известно, всегда прав. Подвижность ИТ-аутсорсинга на развитых рынках — следствие постоянных изменений, происходящих в бизнесе корпоративных клиентов. Один из весьма уважаемых зарубежных экспертов подтвердил мои предположения: выбор формы ИТ-аутсорсинга действительно всегда напрямую связан с балансом интересов акционеров и топ-менеджеров. Однако точка этого баланса постоянно «плавает». Соответственно, меняются как требования к приобретаемым профессиональным услугам, так и сами эти услуги. Проще говоря, поставщики подстраиваются под задачи и ожидания своих клиентов. Что тоже вполне логично.

Если так, становится ясно, почему в России до сих пор крупные компании продолжают взращивать и развивать свои собственные аутсорсинговые ИТ-«дочки». Просто таков текущий баланс интересов акционеров и управляющих высшего звена. Только и всего.

Кому-то этот вывод может показаться «приговором ИТ-аутсорсингу». Однако лично я склонен более оптимистично оценивать перспективу. Через некоторое время упомянутый баланс начнет смещаться. Как следствие, изменятся требования к поставщикам ИТ-сервисов. Возможно — как раз в сторону открытого рынка, а не дочерних, «ручных» структур.

Порой мне приходится слышать, что ИТ-«дочки» крупных отечественных компаний вообще «убьют» участников открытого рынка информационных технологий в России. Опять-таки не соглашусь. Мне кажется, что кэптивные ИТ-компании, напротив, будут давать нам ту работу, которую им неинтересно или невыгодно делать. И ту работу, которую мы умеем делать хорошо. В рамках подобного сценария ИТ-«дочки» крупных корпораций превратятся в своего рода брокеров аутсорсинговых услуг. Мало того, большинство из них уже пытается договариваться с нами, как с реальными исполнителями, об участии в серьезных проектах.

Растущий уровень зрелости взаимоотношений между акционерами и топ-менеджерами предприятий-заказчиков со временем начнет менять и отношение к инсорсингу, внутреннему аутсорсингу и аутсорсингу полноценному, «классическому».


Переменам будет способствовать и постепенный выход российских предприятий на международный рынок, превращение их в публичные компании. Все это также станет стимулом к развитию полноценного рынка ИТ-аутсорсинга в стране.

Оказавшись в состоянии прямой конкуренции с зарубежными соперниками, акционеры и управляющие отечественных компаний не смогут игнорировать глобальные тренды. Отношение к выводу непрофильных услуг на аутсорсинг, а также принципы оценки качества предоставляемых сервисов, начнут меняться. Мало того, собственные показатели эффективности придется, опять-таки, сопоставлять с достижениями иностранных конкурентов! А поскольку в развитых странах вывод на аутсорсинг непрофильных задач — не просто «тренд», а повседневная реальность, у ИТ-аутсорсинга в России есть перспектива.

Связь проста: как только наши заказчики окажутся в состоянии настоящей, полноценной конкуренции с ведущими мировыми игроками, отношения с поставщиками профессиональных ИТ-сервисов быстро упрочатся. Ибо этого потребует новый баланс интересов потребителей наших услуг.

Центральный федеральный округ