In English

Think different, или Спор поколений на рынке ИТ

21.09.2011, Яппаров Тагир
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/2412

Think different, или Спор поколений на рынке ИТ В колонках для прежней версии i-Business я уже говорил о том, что новое поколение управленцев, которые придут на смену нам, «ветеранам» российского рынка ИТ, намного более рационально. Эти ребята делают именно бизнес, а не «увлекаются технологиями». И в том их значительное преимущество перед теми, кто начинал строить компании в начале 90-х.

Отчасти этот вывод позволяет более трезво взглянуть на периодически возникающую дискуссию о «невозможности» запустить бизнес на тех рынках, где давно уже сложился круг сильных, опытных игроков. Это не так. Мало того, подобные разговоры просто не имеют под собой реальной почвы. Всегда можно найти интересную нишу и создать новую, успешную компанию. Мало того, как раз сегодня открывается огромное количество возможностей, которые следует использовать.

Показательный пример — способность ИТ-компаний со стажем продемонстрировать реальную, а не мнимую клиентоориентацию. На мой взгляд, реальное качество работы с заказчиками — как раз тот сегмент, в котором «ветераны» рынка все еще совершают немало ошибок. Так сложилось исторически. Квалифицированных сервис-провайдеров в сфере ИТ на рынке образца 90-х было очень немного. Да и по сей день отечественный рынок, если разобраться, не слишком-то конкурентен. Клиентов все равно много, их хватает на всех. Вот почему молодые ИТ-компании, способные предложить действительно высокий (не на словах, а на деле) уровень клиентского сервиса, новые модели взаимодействия с заказчиком, имеют очень хорошие шансы.

Возможность улучшать качество есть всегда. Даже на тех направлениях, где, казалось бы, места в первом ряду давно заняты. Необходимо лишь сфокусироваться на решении задачи и приложить необходимую энергию.

Достаточно вспомнить противостояние Yahoo! и Google. Ну кто мог еще недавно подумать, что Google сумеет победить в этой схватке? Однако это произошло. Google предложила потребителям принципиально новую модель контекстной рекламы на рынке, который кое-кто посчитал «сложившимся». А оказалось, что рынок-то как раз ждал свежего предложения.

На самом деле любой рынок всегда трансформируется. И нет ничего удивительного, что «старые» игроки порой начинают отставать. А более молодые и динамичные, — имеют возможность вырваться вперед за счет более эффективных и интересных предложений. Это, конечно же, не означает, что российские ИТ-компании с двадцатилетней историей менее конкурентоспособны. Это означает лишь, что у «молодых» есть реальный шанс с успехом сформировать и занять свою нишу.

Инерцию и некоторую неповоротливость, невосприимчивость компаний-ветеранов к новым направлениям и формам работы, отчасти определяет и другое, не раз уже отмечавшееся обстоятельство: в России не только стратегией, но и тактикой, каждодневной операционной деятельностью, до сих пор занимаются основатели ИТ-компаний. Да, находящиеся «у руля» акционеры заинтересованы в развитии своих бизнесов. Однако многие рыночные идеи, которые генерируют и применяют предприниматели нового поколения, фундаментально отличаются от опыта «ветеранов». И это еще одна возможность для молодых.

Вот, например, у нас в компании активно идут всякого рода инвестиционные дискуссии. А недавно я получил бизнес-план «со стороны». В основе задумки — «облачный» сервис. Но главное, автор проекта с самого начала готовил документ, имея в виду задачу минимизации инвестиций. Как следствие, никаких инвестиций в инфраструктуру не требовалось. Как, впрочем, и инвестиций в офис. Потому что все люди, согласно представленному плану, должны работать дома.

Теперь этот пример я часто использую внутри компании, чтобы показывать, как следует готовить человеческие бизнес-планы. Шутки шутками, а это ведь новая логика мышления! Тогда как большинство компаний действует в традиционной инвестиционной парадигме: надо купить офис, столы и стулья, серверы, программное обеспечение, рассадить по местам сотрудников... А ведь альтернативный этому подход предоставляет куда больше возможностей как с точки зрения управления затратами стартапа, так и, откровенно говоря, оказывается намного менее болезненным в случае остановки проекта. А для любого инвестиционного проекта очень важно иметь возможность остановки с минимальными потерями!

Одно дело — потратить на неудачный эксперимент огромные средства, вложенные в инфраструктуру. И совсем другое — обойтись «малой кровью» благодаря более современным подходам.

Согласитесь, убедительный пример того, что молодые мыслят иначе, чем бизнесмены с опытом. Конечно же, опыт — это прекрасно. Я уверен, например, что опыт, наработанный в нашей компании годами, нам не только не мешает, но и очень помогает. И все-таки ясно, что стандартные подходы очень влияют на подсознание. Там, где «ветераны» бизнеса следуют привычными маршрутами, используют давно обкатанные модели, «молодые» идут другими путями. И именно это помогает им добиваться успеха.

Новое поколение предпринимателей и менеджеров демонстрирует совершенно иную динамику реализации поставленных задач. Для них это уникальный шанс совершить прорыв там, где традиционные подходы оказываются слишком дорогими. Думаю, именно эти обстоятельства и будут определять развитие на рынке ИТ в ближайшие годы.

Впрочем, если разобраться, так было всегда. Рынок постоянно трансформируется, приходят новые поколения сильных игроков и начинают определять правила игры в перспективных сегментах. Затем вчерашние новички набирают вес, «тяжелеют», становятся частью экосистемы. А в конкуренцию с ними вступают те, кто идет следом и способен мыслить чуть-чуть иначе.

Центральный федеральный округ