In English

Без отраслевых стандартов у российского рынка ИТ не будет никаких перспектив

25.10.2011, Яппаров Тагир
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/4837

Без отраслевых стандартов у российского рынка ИТ не будет никаких перспектив ИТ-стандарты — тема, о которой, на мой взгляд, в России пора начинать серьезный разговор. 20 лет назад, когда национальная индустрия ИТ в стране только начинала формироваться, казалось, что мы очень быстро догоним остальной мир по всем параметрам. Включая отраслевую стандартизацию. Разница в стартовых условиях была колоссальной. «Они» давно шли по дистанции, мы же только бросились вдогонку. Но на рынке в ту пору царила надежда, что все это временно. И что отставание удастся ликвидировать.

Теперь, спустя два десятилетия, становится ясно: российская индустрия ИТ не только не догоняет развитые рынки, а — продолжает отставать. И это несмотря на то, что в нашей стране предприняты довольно серьезные и даже системные шаги по гармонизации национальной системы стандартов с международными нормативами.

Сфера ИТ интернациональна. Это означает, что по многим направлениям мы можем опираться на западные стандарты. Просто переводить их и использовать. Однако, несмотря на эту кажущуюся легкость, в нашей индустрии процесс стандартизации практически не сдвигается с мертвой точки. Мало того, что мы отстаем по количеству утверждения уже действующих зарубежных стандартов, мы не в состоянии даже поддерживать темп заимствования совсем новых отраслевых нормативных документов, которые ежегодно принимаются в Европе и США.

О чем это говорит? Судя по всему, имеются некоторые системные причины, которые не мотивируют нас (прежде всего самих участников рынка ИТ) эти стандарты применять и развивать.

Понятно, что сфера стандартизации – это область частно-государственного партнерства. Четко расписанные роли здесь должны играть и индустриальные ассоциации, и производители, и государство. Причем в развитых странах основными драйверами являются именно игроки рынка, заинтересованные в том, чтобы те или иные стандарты были утверждены на уровне государства. Ведь это путь к унификации технологий и продуктов, возможность зафиксировать методологии использования и применения тех или иных решений, а главное — площадка для того, чтобы строить отношения с потребителями (заказчиками) на более прочном основании.

Так должно быть. Но в России, как это ни печально, такого не происходит. Отчего? Оттого, что все мы — подавляющее большинство участников национального рынка ИТ — не производим новых технологий, а используем чужие. Потому-то и нет мотивов для развития стандартов. Нет даже поводов для того, чтобы использовать чужие стандарты.

Пора признать, что сложившееся положение — красноречивая характеристика вторичности нашего рынка.

В разговорах с коллегами я часто обнаруживаю, что тема стандартов их мало интересует. Кто эти коллеги? Дистрибьюторы, системные интеграторы. Те, кто обслуживает внутренний спрос. Продукцию, ориентированную на международные рынки, готовы предложить единицы компаний. Мало того, прослеживается четкая связь: если продукты компании нацелены на локальный, местный рынок, то международные стандарты не просто неинтересны таким игрокам, а, кажется, даже опасны для них! Ведь внедрение международных стандартов приводит к росту конкуренции для отечественных разработчиков: их продукции придется соперничать с зарубежными вендорами. И напротив. До тех пор, пока международные ИТ-стандарты в России не приняты и не действуют, можно говорить об «уникальности» и «своеобразности рынка», а значит и об «уникальности» разработок, созданных с прицелом на «местные особенности». Все мы часто слышим: «Российские продукты гораздо больше подходят российскому рынку». Это истинная правда... до тех пор, пока международные ИТ-стандарты не действуют в нашей стране.

Признавая, что тема стандартов не интересна индустрии (по крайней мере, подавляющему большинству отечественных компаний), мы тем самым должны согласиться с выводом: за 20 лет активные и передовые люди, которые этот рынок создавали (и создали!), так и не созрели для того, чтобы перейти к формированию индустрии через отраслевые стандарты.

Насколько эффективно «конкурентное преимущество» в виде консервации туземных обычаев? Не уверен, что с такой стратегией можно далеко уйти. И уж точно в таких условиях нет никакого смысла говорить об инновациях, глобальной конкуренции или создании своих, оригинальных технологий. Вся «оригинальность» в том, что непрозрачный рынок, не подчиняющийся международным отраслевым стандартам, обслуживается непрозрачными игроками, поставляющими непрозрачные продукты и услуги.

Впрочем, не буду утверждать, что отраслевые стандарты на нашем рынке ИТ совсем уж никому не нужны. Они нужны очень важной и авторитетной группе действующих лиц — CIO, директорам отделов ИТ предприятий-заказчиков. Именно они сегодня чаще других говорят о том, что стандартизация — необходима.

Индустриальные стандарты — не просто индикатор, но и фактор развития рынка. Многие направления просто невозможно развивать, не имея четких базовых стандартов. Тем временем мы продолжаем работать по стандартам, принятым десятки лет назад! Достаточно упомянуть о знаменитом «34-м» ГОСТе.

Отсутствие внятных нормативов заставляет строить работу с заказчиком по «обходным» схемам. В итоге российские ИТ-компании непростительно много ресурсов тратят на решение вопросов, которые их зарубежные коллеги экономят благодаря наличию стандартов. То же самое относится к спорам с заказчиками по поводу результатов реализованных ИТ-проектов и ожиданий, которые на них возлагались. А ведь эти противоречия также могут быть устранены благодаря отраслевым стандартам!

Какие именно стандарты следует внедрять? Нет смысла выбирать что-то одно, поскольку все в нашем мире (а в мире ИТ тем более) взаимосвязано. Стандарты, описывающие процедуры и методы контроля качества, а также организацию взаимодействия с заказчиками не менее важны, чем стандарты технологические (стандарты, которых критически не хватает!) и стандарты, способные устранить барьеры, препятствующие развитию индустрии (взять хотя бы электронные документы).

Отсутствие стандартизации на российском рынке ИТ, возможно, и обеспечивает большому количеству компаний тактические выгоды. Но стратегический ущерб огромен. Мы отстаем все дальше и дальше. И с каждым днем мечты двадцатилетней давности о том, что российский hi-tech «догонит и перегонит» лидеров, становятся все более призрачными.

Отсутствие стандартов мешает гармонизации российского и международного рынков, а попутно — превращению отечественных игроков в международных. А ведь один из нынешних вызовов для российских игроков индустрии ИТ – участие в глобализации! А какое тут участие, если все претенденты работают в нормативном поле, которое существенно отличается от международной экосистемы?

Российский рынок ИТ отстает от мейнстрима не только потому, что даже крупные по локальным меркам компании обладают недостаточной капитализацией для того, чтобы претендовать на звание игроков транснационального масштаба. Мы отстаем не только потому, что вместо создания технологий поставляем и адаптируем чужие решения. Мы отстаем потому, что боимся выстроить в стране внятную нормативную базу ИТ-стандартов. Такую, как в цивилизованном мире.

С этим пора что-то делать. Причем срочно. Иначе будет поздно.

Центральный федеральный округ