In English

Гаджет на работе. Соединять массовые и корпоративные информационные технологии следует аккуратно

01.11.2011, Яппаров Тагир
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/5430

Гаджет на работе. Соединять массовые и корпоративные информационные технологии следует аккуратно Недавно мы организовали конференцию, на которую пригласили около двухсот руководителей компаний-заказчиков и представителей компаний-вендоров — всех тех, кому было интересно обсудить будущее мобильных устройств и корпоративных информационных систем, а точнее — нарастающую область пересечения этих двух направлений.

Оказалось, что тема действительно актуальна. Ведь налицо первый случай масштабной миграции в корпоративный сегмент технологий, создававшихся с прицелом на массовый, потребительский рынок. Прежде все было наоборот. ИТ сначала «обкатывались» в сфере enterprise-решений, и лишь затем некоторые из них давали импульс к формированию новой FMCG-ниши (персональные компьютеры, принтеры, Интернет и многие другие технологии прошли именно такой путь).

Впрочем, «мобилизация» бизнеса, начавшаяся после того, как миллионы гаджетов оказались в карманах и портфелях пользователей, интересна и с другой точки зрения. Зачастую инициаторами включения смартфонов и планшетов в орбиту корпоративных ИТ становятся именно первые лица предприятий. И зачастую это нечто большее, чем банальное «У меня есть новая «игрушка», хорошо бы ее использовать в бизнесе».

Руководители интуитивно понимают: речь идет не просто об удобстве, но и о потенциально достижимом новом качестве работы с информацией и данными.

Другой разговор, что не все еще знают и понимают, как на практике добиться интеграции консервативного мира используемых организациями ИТ-решений с яркой и красочной вселенной потребительских гаджетов, способных выступать в роли универсальных терминалов для доступа к информационным системам.

Уже после упомянутой конференции я завтракал с зампредом одного из ведущих российских банков. Поговорили и об этом, новом технологическом вызове. «Слушай, — сказал он, — а приходи к нам на планерку! Расскажи всем, как это здорово — работать с информационными системами при помощи планшета. У нас все топ-менеджеры с «айпэдами» и «айфонами». Но переспорить наших «безопасников» не удается. Может быть, ты объяснишь им, что бояться нечего?».

На самом деле риски, связанные с применением потребительских устройств, включенных в состав корпоративных информационных систем, действительно велики. И во многом «безопасники» банка — правы. Однако правы и топ-менеджеры, которые понимают, насколько более продуктивной может стать работа благодаря превращению планшетов и смартфонов в «рабочие станции». Поиск ответов на эти вопросы — важная и весьма актуальная задача для всей индустрии ИТ.

С одной стороны, технологические тренды очевидны. Привычные ПК заменяются более удобными устройствами, которые уже стали неотъемлемым атрибутом повседневной жизни людей. Мало того, сегодня в бизнес приходит новое поколение, «поколение Y», которое просто не мыслит себя без Интернета и всякого рода гаджетов. Для представителей этой генерации консерватизм корпоративных ИТ кажется не просто несовременным, но и препятствующим эффективности. Проще говоря, для «детей» все то, что делали до сегодняшнего дня в сфере автоматизации предприятий «отцы», выглядит полным (как они выражаются) «отстоем».

Но на этом переломе возникают и новые технологические вызовы, связанные как с вопросами обеспечения безопасности, надежности платформ и доступности прикладных систем, так и с необходимостью решать совершенно новые управленческие задачи.

Очевидно, что одним из центров возникновения прогрессивных бизнес-моделей (благодаря расширению орбиты корпоративных ИТ вплоть до мобильных пользовательских терминалов) становится проникновение информационных технологий на те уровни, которые прежде оставались вообще вне зоны автоматизации.

Взять хотя бы «полевые работы» — работу сотрудников компаний на выезде (с клиентами, на обслуживаемых объектах и т.п.). Здесь внедрение мобильных технологий позволяет, с одной стороны, повысить качество, а с другой, – производительность. По некоторым данным, при правильном внедрении мобильных технологий можно существенно (до 30%) сэкономить на персонале благодаря возможностям, открывающимся с точки зрения управления, позиционирования, планирования и контроля работ.

Организации получают шанс начать действовать в новых технологических моделях, поставив на поток процесс «индустриализации» работы сотрудников. Причем той работы, которая раньше находилась за пределами контура информационных систем. Речь идет далеко не только о работе менеджеров вне офиса или повышении их мобильности и доступности. Существенно расширяется сам набор функций, который можно включить в контур автоматизированного контроля и управления.

Есть все основания утверждать, что благодаря «мобилизации» корпоративных ИТ появляется возможность повышения отдачи от работы не только «белых», но и «синих воротничков», то есть целой армии сотрудников, которые ранее, как правило, «выпадали» из поля зрения автоматизированных систем управления.

Ландшафт бизнес-процессов начинает меняться. Но это значит, что должны быть изменены и подходы к проектированию корпоративных информационных систем, которые просто обязаны соответствовать новым целям и задачам.

Обо всем этом важно не забывать именно сегодня, когда начинаются первые дискуссии с заказчиками и первые проекты, связанные с использованием гаджетов в качестве «рабочих органов» информационных систем организаций. Ведь с точки зрения реализации технологического слоя все эти очевидные перспективы и возможности превращаются в целый клубок проблем (администрирование, управление, безопасность, консалтинг, внедрение, тестирование...).

Да, ожидаемый выигрыш становится все более аппетитной приманкой. Но и объем рисков растет пропорционально. А, может быть, даже быстрее. Соединять массовые и корпоративные информационные технологии следует аккуратно и системно. Так что первые проекты будут именно «пилотными» и «тестовыми». Хотя бы потому, что для начала следует наработать методологию, сформировать пул стандартов, выявить зоны уязвимости и решить множество других задач.

Доступ к корпоративным информационным ресурсам со смартфонов и планшетов — это замечательно. Но при условии, что это самое удобство не будет достигаться за счет безопасности и стабильности бизнеса заказчиков. Иначе популярные гаджеты сыграют роль своего рода «троянских коней».

На то, чтобы завершить этап тестирования и реализации первых серьезных проектов, предполагающих действительно тесную интеграцию традиционного back-office в сфере ИТ и фронтальных реализаций на базе мобильных устройств, нашей индустрии потребуется еще несколько лет. И прежде всего за это время должны быть решены основные вопросы, связанные с безопасностью.

Я искренне готов поддержать любого топ-менеджера в его стремлении поставить современные гаджеты на службу корпорациям. Но я не возьмусь уверять кого бы то ни было в том, что такого рода ИТ-проекты можно реализовать быстро и без опасений за целостность данных, за управляемость системы бизнес-процессов, да и за безопасность организации в целом.

Всем нам — и заказчикам, и поставщикам — нужно мобилизоваться для того, чтобы процесс «мобилизации» корпоративных информационных систем стал в полном смысле технологией. Надежной и проработанной, основанной на четких стандартах и тщательно протестированных решениях.

Центральный федеральный округ