In English

Автоматизация гибкости. На смену «железобетонным» ИТ скоро придут адаптивные решения

22.11.2011, Яппаров Тагир
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/10306

Автоматизация гибкости. На смену «железобетонным» ИТ скоро придут адаптивные решения В прошлой колонке (Эпоха «железобетонных» ИТ уходит в прошлое) мы обсудили нарастающие противоречия между «железобетонными» информационными системами нынешнего поколения (намертво фиксирующими текущую бизнес-логику организаций) и новыми вызовами, с которыми сталкиваются компании. Главным условием успеха становится способность предприятий быстро реагировать на изменения. Проще говоря — быстро меняться. Однако «правильные» ИТ-решения именно в этот момент оказываются «тяжкими оковами».

Не случайно ощущается свежая струя в еще недавно столь спокойном и неторопливом мире BPM – традиционных подходов к моделированию бизнес-процессов.

Главный лозунг сторонников обновления модели: старая методология оказывается слишком сложной и «тяжелой» для использования в условиях хаотичных рыночных изменений, требующих от организаций не столько долговременной фиксации той или иной системы бизнес-процессов, сколько – максимально гибкого организационного поведения.

В этих упреках и призывах много правды. Признаем, язык описания бизнес-процессов, построенный из сотни символов, оказывается сложнее естественного языка. Выучить иностранный язык непросто. А язык описания бизнес-процессов, в котором используется сто самостоятельных знаков?

Одна из наиболее заметных тенденций в сфере Business Process Management – упрощение языка описания и создание инструментов, не только обеспечивающих высокую скорость модификации деловых процедур, но и доступных пользователю.

Формирующаяся концепция строится на максимальном привлечении пользователей к управлению изменениями в системе бизнес-процессов. Если хотите, это своего рода корпоративный краудсорсинг. Любые разумные и эффективные изменения могут и должны осуществляться быстро, с минимальными затратами и вне зависимости от того, кто является автором принятой на вооружение продуктивной идеи — топ-менеджер или рядовой сотрудник, наблюдающий бизнес-процессы не сверху, а изнутри.

Появился даже сокращенный до... четырех символов (!) «алфавит» описания бизнес-процессов. Авторы этого языка моделирования уверяют, что любой нормальный человек способен освоить соответствующие правила и нотации буквально на первой же встрече. А еще через пару часов (в режиме обсуждения и совместной работы с профессионалами) — сумеет корректно описать все особенности выполняемой им работы.

Как будет реализована новая логика описания бизнес-процессов и интеграции изменений в ИТ-инфраструктуру? Например, в качестве корпоративного портала, поддерживающего полный цикл – от моделирования процедур и правил до превращения их в компьютерный код.

«Автоматизация бизнес-процессов» в прежнем понимании скоро начнет уступать место «автоматизации гибкости». Поскольку именно адаптивность становится сегодня условиям успеха и выживания как для крупных предприятий, так и для небольших организаций (впрочем, для последних это условие действовало всегда).

Другим немаловажным изменением станет кардинальный разворот вектора моделирования бизнес-процессов. В рамках традиционной модели BPM события развиваются «сверху вниз». Каждый управленческий слой тщательно «срезается», изучается, описывается, после чего происходит переход на следующий уровень. В рамках обновленной концепции проектирования и эксплуатации информационных систем все будет наоборот. Во многих случаях генерация изменений будет осуществляться «снизу вверх». Что позволит создавать актуальные вариации бизнес-логики, соответствующие текущим, а не вчерашним (как в случае с «железобетонными ИТ») потребностям.

Критика в адрес традиционных подходов к описанию процессной логики управления все чаще оказывается следствием понимания: организации работают (а главное, хотят работать) уже существенно иначе. В том числе, активизируя процесс изменения не «сверху вниз», а именно «снизу вверх». Тем более, что во втором случае реально работающие («погруженные» в конкретные бизнес-процессы) люди имеют возможность очень быстро играть на результат.

Для меня сегодня это одна из самых интересных в профессиональном отношении тем. Полагаю, первыми к новой модели описания бизнес-процессов и к новому поколению информационных систем перейдут японцы.

Японцев принято считать консерваторами, этакими сторонниками незыблемых правил и порядков. Но не следует путать исторические традиции с требованиями времени. На один из семинаров, посвященных обсуждаемым проблемам, где ожидалось около ста слушателей, в Японии пришло... 700 человек. Причина столь явного интереса очевидна. Недавняя природная (и последовавшая за ней технологическая, гуманитарная) катастрофа показали: невозможность быстро перестроиться с учетом изменяющихся условий становится одним из опаснейших рисков.

Страшна не сама по себе динамика среды (конъюнктуры, спроса, природных условий и т.п.). Страшна невозможность оперативно отреагировать на перемены. В том числе из-за того, что внедренные информационные системы исключают гибкость по определению.

Обратите внимание: большинство консультантов говорит сегодня о том, что способность быстро перестраиваться становится главным условием устойчивости бизнеса. Философия адаптивности быстро становится бизнес-практикой. И поставщикам ИТ пора учитывать это обстоятельство. Ведь информационные системы, не соответствующие новым требованиям, сами становятся фактором неуспеха!

Еще один показательный штрих. В этом году исследовательская компания Gartner Group ввела в активный оборот термин Dynamic Business Process Management (Dynamic BPM). Попутно появился и новый критерий оценки эффективности информационных систем – способность к изменениям.

Вывод очевиден. Сегодняшние ИТ слишком тяжеловесны и неудобны, инерционны и крайне сложны с точки зрения модификации. В России эта проблема пока не столь заметна, поскольку, несмотря на все успехи, рынок с точки зрения уровня корпоративной автоматизации находится на начальной стадии развития. А многих заказчиков все еще устраивает «железобетонный» характер используемых решений. Но это не значит, что можно спокойно сидеть и ждать, когда очередные новые технологии придут к нам с Запада.

Гибкие, адаптивные информационные системы и средства их моделирования – фантастический, огромный потенциальный рынок. И мы намерены активно включиться в этот процесс.

P.S. Интерес этот, кстати, отчасти проявляется в наших кадровых новостях. Не так давно к команде АйТи присоединилась Мария Каменнова. Мария – уникальный профессионал. Именно она стала пионером продвижения в России методологии ARIS. Российское сообщество специалистов, занимающихся этой темой, по численности занимает сегодня второе место в Европе после Германии. И мне кажется логичным, что именно Мария возглавит в нашей компании новое, перспективное направление.

Центральный федеральный округ