In English

По следам Карла Линнея, или Каких информационных систем не хватает вашему бизнесу

29.11.2011, Романов Дмитрий
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/14099

По следам Карла Линнея, или Каких информационных систем не хватает вашему бизнесу Производители ИТ не стоят на месте и в среднем раз в несколько лет выбрасывают на рынок какую-нибудь очередную разработку, обозначенную трехбуквенной аббревиатурой. Довольно часто они считают, что придумали что-то новенькое и держат пользователя все время в напряжении, призывая это новенькое — купить. Однако довольно часто под «новеньким» прячется давно забытое и, увы, старенькое.

Конечно, заказчику надо понимать, что нового происходит на рынке, какие появляются системы и технологии, как они могут помочь ему добиться максимальной эффективности. Но и производителю при этом тоже следует не просто наклеивать новые этикетки на старые технологии, а действительно создавать что-то новое.

У меня есть свой взгляд на позиционирование корпоративных информационных технологий. Взгляд, который выработался в результате общения с заказчиками.

Один из возможных способов классификации выглядит следующим образом. Информационные системы работают с информацией. При этом если посмотреть на появление информации в историческом разрезе, то сначала были числа. Как известно, даже слово компьютер образовалось от английского compute (вычислять). Не случайно и сегодня очень много технологий связано с информацией, представленной в виде чисел.

Затем появилась (как объект моделирования в автоматизированных системах) информация в виде текста. Этому способствовало и создание единых кодировок, и развитие ПК. Появилось множество информационных систем, ориентированных на работу с текстовой информацией.

Лет тридцать назад началось распространение технологий, связанных с мультимедийной информацией – изображением, звуком, видео.

Этим, конечно, развитие не закончиться. Сейчас уже много исследований, посвященных мультисенсорике. Информационные технологии начинают учитывать и такие человеческие органы чувств как осязание, обоняние. Задача заключается в комплексном воздействии на разум, создании полноценной виртуальной реальности.

На информацию можно также смотреть с точки зрения ее пути в информационных корпоративных системах. На первой стадии информация, связанная с числами, автоматизируется вокруг операционной деятельности компании. Для того, чтобы информация появилась в системе, ее туда нужно ввести. Первичный ввод информации и ее накопление – это начальный этап.

Затем наступает стадия хранения информации. И, наконец, на третьей стадии проводиться анализ накопленной информации. Информационные массивы анализируются, рассматриваются в разных сочетаниях, делаются какие-то выводы, синтезируется новая информация.

Очень многие информационные системы можно позиционировать в такой системе координат: вид информации - Этапы ЖЦ. Существует большой класс систем, ориентированных на решение традиционных учетных задач. Это, в частности, бухгалтерские системы, банковские, складские и логистические системы. И, конечно, ERP-системы. Существуют технологи, связанные с хранилищами данных, данные в которые поступают из разных учетных систем (OLTP, On-line transaction processing). Затем с помощью технологий BI (business intelligence) они анализируется. Схема вполне понятная. И многие подобными системами пользуются.

Однако, к сожалению, порой заказчики считают, что все богатство информационных систем ограничивается только теми из них, которые связаны с числами и структурированной информацией. На самом же деле существует огромный класс задач, связанных с неструктурированной информацией. Причем, если компьютеру с этой информацией работать сложнее, то человеку, напротив, – проще. Чем менее формализована информация, тем она проще для восприятия. Так, мультимедиа — проще, чем текст. Получение информации с помощью обоняния для собаки, например, максимально простой путь. А для компьютера это пока наисложнейшая задача.

Для работы с неструктурированной информацией также существует очень много систем, которые могут быть применены для решения различных задач. Например, технологии, связанные с электронным документооборотом, управлением бизнес-процессами, электронная почта и средства групповой работы. На стадии электронного хранения подобных документов можно использовать системы класса «электронный архив». Но это не тоже самое, что хранилища данных! Если хранилища ориентированы на создание специально организованных таблиц, то в электронных архивах содержатся файлы, тексты, документы.

Существует и большой класс систем для анализа неструктурированной информации, начиная поисковыми системами и заканчивая системами управления знаниями, нахождения нужной информации, мониторинга процессов.

Появилось и множество технологий направленных на работу с мультимедийной информацией: это и анализ и средства распознавания образов(перевод картинки в текст). Существуют и электронные архивы для хранения этой информации.

Если в компании хорошо представляют себе подобную структуру информации и возможные способы работы с ней, то и поставщикам гораздо проще понять, что этой компании нужно на самом деле. Выбор и создавать необходимых систем становится куда более легким делом, если заказчики имеют четкое представление о новых технологиях, их классификации и понимают, как эти технологии правильно использовать для того, чтобы сделать свой бизнес более эффективным.

Центральный федеральный округ