In English

Информационное общество: коммуникации, технологии или социальные отношения?

01.12.2011, Славин Борис
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/14213

Информационное общество: коммуникации, технологии или социальные отношения? «Информационное общество» – термин, который уже у всех на слуху. Однако мы еще не до конца понимаем, что он означает. Даже среди теоретиков постиндустриализма нет единства в определении нового общества.

Чаще всего информационным обществом именуют эпоху, которая характеризуется доминированием в экономике (ну или, по крайней мере, существенной долей) товаров и услуг, связанных с информацией. Есть и еще более примитивные определения, когда наступление информационного общества связывают с количественными показателями распространения технологического оборудования. Например, с числом компьютеров на одного человека. Или с показателями проникновения широкополосного доступа в Интернет в пересчете на одно домохозяйство. Иногда говорят об информационном обществе как развитой форме постиндустриальных отношений. Все эти определения, разумеется, имеют право на жизнь. Но на мой взгляд информационное общество — понятие все-таки куда более глубокое.

Информационное общество полностью меняет уклад жизни. В нем возникают совершенно другие отношения: и социальные, и производственные. И, конечно, люди в информационном обществе начинают иначе относиться к информации.

Прежде всего, появляются (и мы это уже наблюдаем!) новые требования к информационной прозрачности, к обеспечению свободного доступа к информации (как к ее получению, так и к ее распространению). Это одна из важнейших характеристик нового общества. Прежде такого не было. А это уже не «технологии», не «экономика», а скорее социология и политика.

Уже сегодня при помощи социальных сетей происходят настоящие и не всегда «оранжевые» революции, средства коммуникации людей превращаются в средства их социализации. Информационные ресурсы становятся для человека основой его жизнедеятельности!

Во время Великой французской революции появился лозунг «Свобода, равенство, братство!». Но этот лозунг можно применить и к новой информационной эпохе, которая требует обеспечения свободы волеизъявления, равенства в доступе к информации и единства в рамках социальных коммуникаций.

Правда, до полного информационного равенства нам еще далеко. Сегодня все еще выигрывает тот, кто имеет эксклюзивный доступ к информации. На этом построена практически вся коммерция и политика. Нетрудно понять, что в условиях тотальной информационной прозрачности и бизнес и политика будут построены на совсем иных принципах, которые сегодня только формируются. Не исключаю возможности, что коммерции в информационном обществе... вообще не будет. Если под коммерцией иметь в виду бизнес в его нынешнем виде.

Все эти идеи пора уже обсуждать всерьез, причем не только политикам и футурологам, но и ИТ специалистам, работающим в сфере информатизации бизнеса и государства.

Новые подходы к информации и информационным ресурсам необходимо применять и в процессе автоматизации компаний. Часто говорят, что ИТ должны предоставлять услуги бизнесу. Что в этом состоит их основная задача. Мне же кажется, что главная задача ИТ – создавать в компании необходимую для развития бизнеса информационно-коммуникационную среду. А это не просто «оказание услуг». Это нечто большее – это как раз формирование элементов информационного общества в масштабе одного предприятия. Если ИТ-директор не мыслит такими категориями, скорее всего эту роль возьмут на себя «продвинутые» менеджеры, а ИТ-отделы и их контрагенты — профессиональные компании — будут предоставлять такого рода инфраструктуры по заказу, как услугу. ИТ-директор может идти по такому («что изволите?») пути, но может и возглавить процесс, взяв на себя функции топ менеджера в компании.

При этом нужно иметь в виду, что ИТ-директор призван решать проблему создания полномасштабных коммуникаций в компании, включающих взаимодействие всех подразделений. Финансовый директор просит одно, коммерческий — другое, директор по маркетингу — третье. Как следствие, «главный по ИТ» оказывается в зоне конфликта. Если же с самого начала исходить из принципа «Задача CIO — создание эффективной коммуникационной среды для общения подразделений компании и их руководителей», то подобных проблем можно избежать. Работая ИТ-директором, необходимо выстраивать коммуникации между разными «бизнесами» внутри компании.

Если руководители департаментов ИТ начнут вести себя проактивно, появится шанс вплотную приблизиться к реализации модели «Предприятия 2.0». Помните, насколько популярным был этот термин, когда технология web 2.0 стала основой развития ресурсов в Интернете? А затем об Enterprise 2.0 как-то забыли, заменив всю концепцию разработкой web интерфейсов отдельных бизнес приложений. Напрасно. Ведь только такие предприятия, которые используют информационно-коммуникационную среду нового типа, смогут не просто выжить, но и стать максимально успешными в меняющихся условиях. В условиях информационного общества.

Модель информационной системы Enterprise 2.0 — гораздо более гибкая, чем модели типа ERP, которые реализуют логику бизнес-процессов через фиксированные в системе роли и жесткие правила ввода и обработки информации. Логика «Предприятия 2.0» заключается в сочетании строгих бизнес правил и разнообразных средств коммуникаций, необходимых для более полного задействования интеллектуальных возможностей сотрудников компании. Это те самые элементы гибкости, которые становятся востребованы предприятиями на быстро меняющемся рынке спроса, конъюнктуры. Именно в эту «подвижную» среду могут быть интегрированы такие слабо формализуемые элементы, как мозговой штурм, контекстный поиск информации, сервисы социальных сетей и многое другое.

Подводя итог, можно сказать, что формирование информационного общества не касается только государства или общественных отношений. Новая коммуникационная среда возникает (и поддерживается при помощи соответствующих технологических решений) не только в социуме, но и на предприятиях. Тем более, скоро всем нам придется обсуждать еще один неординарный вызов.

Бизнесы в том виде, в котором мы привыкли к ним (в форме организаций, фирм, компаний, предприятий) начнут умирать. На смену им придут распределенные экспертные сообщества.

Впрочем, об этом — в следующих постах.

Центральный федеральный округ