In English

Почему закрылся проект Google Health

06.12.2011, Купцов Сергей
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/14606

Почему закрылся проект Google Health Несколько лет назад у Google возникла идея сделать общедоступный ресурс GoogleHealth, на котором человек мог бы хранить и накапливать персональные медицинские данные — используя тот же принцип, что и при хранении личных фотоархивов. Однако если с хранением фотографий все сложилось удачно (подобные сервисы довольно быстро завоевали широкую популярность), то в случае с медицинской информацией ситуация оказалась сложнее.

Google Health был запущен в 2008 году: любой пользователь получил возможность создать структуру электронной медицинской карты и процедуру доступа к ней. В проекте приняли участие и медицинские учреждения, которым было интересно представить свои сервисы. Каждый человек, заведя себе аккаунт на Google, мог вести учет собственной медицинской информации: хранить анализы, писать о результатах посещения врачей, полученных рекомендациях и направлениях. Международный классификатор болезней МКБ-10 помогал пользователю было разобраться в медицинской терминологии и ввести свои данные.

Мы очень внимательно изучали этот опыт Google. Больше всего вопросов у нас возникало в к обеспечению безопасности персональных данных пользователей. С нашей точки зрения, информация у Google была защищена посредственно. В качестве основного средства защиты Google использовал обычный логин-пароль, анонимизацию и предоставление пользователю информации о любом доступе к его эккаутну. Однако известно, то сами форматы медицинских данных хранят персональные данные (например, формат DICOM, рентгеновские снимки), и это позволяет идентифицировать человека.

Несмотря на многие риски и неопределенности проект выглядел весьма перспективным. Но... Полгода назад Google Health объявил о своем закрытии. Фактически этот сервис еще действует. Но продолжаться это будет недолго.

Я попытался понять, в чем же причина. Причина оказалась проста, как и у любой корпорации, у Google существуют свои правила, по которым проекты стартуют и свои критерии, на основании которых их закрывают. Очевидно, Google Health не набрал нужной скорости, не вышел на расчетные показатели. В итоге руководство компании приняло решение: проект не вписался в метрику и динамику роста и не был признан успешным.

Почему случилось так, что, казалось бы, прорывной и удобный сервис оказался не востребованным? Мне кажется, ответ нужно искать в следующем. Логика социальных проектов предполагает, что человек сам стремиться раскрывать данные о себе, показывать свои связи, делиться мыслями. В случае же с Google Health ситуация оказалась прямо противоположной. Человек собирал данные исключительно для себя, не имея никакого желания с кем бы то ни было делиться ими. Мало того, для сбора таких данных нужно быть прежде всего занудой, пунктуальным человеком. Но многие ли постоянно ведут, скажем, дневник расходов? Наконец, многие предпочитают убеждать себя в том, что их здоровье — неограниченный ресурс. И что жить они будут вечно. Известный психологический феномен: никто не хочет лишний раз думать «о плохом».

Как бы то ни было, я вполне уверен, что время публичных систем, подобных Google Health, еще придет. Вероятно это был фальстарт, а вероятно тактический просчет. С нашей точки зрения, простые системы для ввода данных пациентом имеют мало шансов, кроме пациента в них должно существовать пространство врача и медицинского учреждения.

Несмотря на «технический провал» GoogleHealth, наша компания не прекратила работу над своим вариантом подобного сервиса. Как начинающий штангист, мы несколько раз подходили к этой теме и, наконец, создали свой прототип — разработали «облачную» электронную медицинскую карту. Сейчас исследовательская часть проекта и прототип находятся в заключительной стадии. В ближайшее время мы собираемся представить бизнес-план проекта в Сколково.

Основная задача на данном этапе заключается в том, чтобы понять, каким образом сделать этот сервис востребованным. Наш прототип электронной карты предусматривает, что записи в нее будут заносить и сам человек, и медицинское учреждение и лаборатория. Должно быть несколько уровней доверенности информации и четкое разграничение полномочий в зависимости от того, какие данные вносит сам человек, что добавляет лаборатория, какую информацию оставляет врач. Причем такая электронная карта не должна быть «завязана» только на одну клинику. Особое внимание стоит уделить регламентам использования и доступа к данным, так как хранимая медицинская информация – это некая застывшая форма на текущий момент, а процесс ее использования – это действия врача и пациента во времени.

По совокупности факторов последователи Google Health вполне могут иметь успех. Есть много небольших, но важных механизмов, которые в Google Health либо отсутствовали, либо были весьма трудоемки для пользователя. Это тоже повлияло на набор аудитории. Процедура публикации информации должна быть максимально простой для пользователя. Именно это стало, во многом, камнем преткновения для Google Health: в справочниках было весьма непросто разобраться, данные было не очень просто вносить. Для того, чтобы добавить анализ и снимок, необходимо было обладать определенными навыками и запастись терпением. Тем временем очевидно, что работать всё должно «на лету».

Думаю, по мере того, как будет упрощаться процедура сбора, вноса и формализации информации, подобного рода проекты начнут активно развиваться. Тем более, что технологические возможности постоянно растут. Растет количество мобильных приложений для мониторинга ЭКГ, пульса, веса, сахара в крови и пр. Процедура снятия своих медицинских данных упрощается, становится необременительной и скоро отношение пользователей к этому изменится.

Вспомните, что появление кнопки «like» в публикациях вызвало бурный рост аудитории социальных сетей просто потому, что процедура высказывания своего мнения упростилась до максимума, и весьма скоро мы сможем нажатием одной кнопки отправить данные об артериальном давлении или ЭКГ в свой личный кабинет, а наш лечащий врач получит уведомление об обновлении данных его пациента.

Центральный федеральный округ