09.12.2011, Яппаров Тагир

Строго говоря, примерно о том же говорили три-четыре года назад и авторы концепции «Enterprise 2.0». Помните, был такой термин? (Носивший, впрочем, скорее «пиарную», чем технологическую окраску). Но пока шла дискуссия о том, как и когда эта метафора из теории превратится в практику, произошла «революция планшетов». И об «Enterprise 2.0»... все забыли. Не было смысла продолжать отвлеченные разговоры в условиях, когда реальность начала стремительно изменяться благодаря универсальным мобильным устройствам, корпоративным блогам, краудсорсингу, «облакам»...
Сегодня термин «Enterprise 2.0» почти никто не использует. Все говорят преимущественно именно об «облаках» и «революции планшетов». Справедливости ради замечу: на самом деле и в том и в другом случае речь идет об одном и том же. Об адаптивности. То есть — способности организаций быстро меняться и перестраивать бизнес-процессы в зависимости от ситуации — благодаря активному использованию горизонтальных информационных потоков и «облачных» информационных систем.
Концепция «Enterprise 2.0» с точки зрения маркетинга (да и с точки зрения технологической зрелости, если вспоминать классические циклы Gartner Group) появилась чуть раньше, чем следовало бы. В результате был зафиксирован «фальстарт». Теперь же на практике происходит ровно то, о чем мечтали идеологи этой парадигмы. Планшеты просто оказались «катализатором», который и запустил процесс.
Так что «Enterprise 2.0» следует считать, скорее, научной концепцией. А «революцию планшетов» и «облака» — ее реализацией.
Массовая популярность планшетов и нарастающий интерес к «облакам» действительно приводят к тому, что деятельность ИТ-отделов предприятий, да и поставщиков ИТ, начинает меняться на глазах. Но дело не только в моде. И не только в стремлении организаций обрести столь необходимую гибкость, мобильность, масштабируемость.
В России всех нас в «облака» тянут особенности страны. Огромная территория, слабая связанность регионов, не лучшие дороги и многие другие «национальные особенности» становятся стимулом к поиску новых инструментов, помогающих обойти эти изъяны. И прежде всего — к поиску средств, позволяющих добиться полноценной индустриализации сервисов. Здесь работает простое правило. Если вы сумели погрузить свой сервис в «облако» и сделать его доступным через Интернет, — значит, тем самым вы стерли границы и устранили преграды.
Вот почему мимо «облаков», думаю, нам не пробежать. «Облака» действительно помогут решить многие проблемы. И прежде всего — проблемы взаимодействия. Конечно, надо сказать спасибо «Поколению Y». Молодые люди активно «подталкивают» процесс интеграции мобильных устройств и «облаков» с прежним миром корпоративных информационных систем. Однако первопричиной нарастающего внимания к новым технологиям остается все-таки прагматика. И прежде всего — стремление организаций получить в свое распоряжение гибкие решения, возможность превратить сервисы — в технологию и преодолеть многочисленные ограничения. В том числе географического свойства.
Так что не будем забывать о тех, кто разрабатывал концепцию «Enterprise 2.0». Эти труды не пропали зря. В конце концов, наличие теоретической базы куда лучше ее отсутствия.