In English

Аутсорсинг: мифы и реальность

14.12.2011, Славин Борис
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/15145

Аутсорсинг: мифы и реальность Говоря об аутсорсинге, мы чаще всего имеем в виду сам по себе факт передачи услуги для бизнеса сторонним компаниям или процесс перевода внутреннего подразделения в самостоятельное предприятие. На самом же деле аутсорсинг — нечто большее, чем просто управленческая технология. По своей сути аутсорсинг – это концентрированное выражение сущности постиндустриального общества, его идеология. Поэтому и оценивать аутсорсинг следует, прежде всего, как этап развития мировой экономики.

Индустриальное общество сконцентрировало массовые людские ресурсы для работы фабрик, заводов и конвейеров. Именно эта концентрация способствовало более глубокой, чем ранее, специализации людей. Появились узкие профессионалы в области отдельных технологических процессов, в области финансов, маркетинга и т.д. Глубокая специализация позволила создавать более сложные системы, чем это было во времена ремесленничества, вела к снижению расходов и автоматизации труда. Создание товара разделялось на много разных этапов, обрастало множеством сервисов, но оставалось в рамках одного предприятия.

К концу XX столетия на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное. Отдельные функции начали передаваться «на откуп» компаниям, специализирующимся на квалифицированном выполнении тех или иных задач. Вокруг единых прежде производств формировалась сервисное окружение, которое выступало питательной средой сразу для многих бизнесов. Наступило время кооперации: вместо одной «фабрики» появлялись десятки различных предприятий, работающих в двадцати разных сферах и оказывающих друг другу услуги. Оказалось, что такой способ ведения бизнеса гораздо эффективнее, чем прежний.

Именно из-за создания многочисленных сервисных компаний в постиндустриальную эпоху доля услуг в мировой экономике существенно превосходит долю товаров. Нет, люди сами по себе не стали меньше потреблять товаров (даже наоборот – часть услуг они получают за счет самообслуживания). Просто производство товаров превращается в производство услуг для производства товаров. В этом смысле аутсорсинг стал символом или идеологией постиндустриализма. И в некотором смысле показателем уровня развития общества. Так Россия все еще относится, к индустриальному обществу. Если не к феодальному. Многие руководители бизнеса до сих пор исповедуют подход «все делать самим».

Аутсорсинг – это не инструмент повышения эффективности конкретного бизнеса, это общее дело всего бизнес сообщества, которое думает не о сегодняшнем, а о завтрашнем дне и создает среду для более быстрого развития всех компаний.

Хочется развенчать миф, что аутсорсинг надо внедрять, поскольку он выгоден предприятию. Это - заблуждение. Более того, можно уверенно сказать, что в большинстве случаев, по крайней мере, в первое время аутсорсинг организациям как раз невыгоден. И наивно доказывать обратное ИТ-директорам, обвинять их в непрофессионализме и консерватизме.

Откуда берутся дополнительные издержки? Начнем с того, что отдавая ту или иную внутреннюю услугу «на сторону», предприятие вынуждено увеличивать совокупные накладные расходы. У подразделения, которое выводится на аутсорсинг, должен быть свой бухгалтер, начальник отдела кадров и т.п. Более того, появляются новые, дополнительные бизнес-процессы, которые также порождают новые расходы. Не стоит забывать, что выводимое из состава материнской компании аутсорсинговое предприятие становится автономным, и должно получать прибыль – тоже расходы!

Когда же начинают проявляться преимущества аутсорсинга? Приведем модельный пример. Пусть, в городе есть десять предприятий из разных отраслей. И на каждом — по 100 «айтишников». В отличие от самих предприятий ИТ специалисты, работающие в них, как правило, выполняют одинаковую работу. В такой бизнес среде конкуренция между специалистами будет происходить только в одной плоскости – по уровню зарплаты. При переходе с одного места работы на другое зарплата ИТ-специалистов будет только расти. Но конкуренции по профессиональному принципу практически не будет – руководители предприятий не в курсе, как дела обстоят в ИТ службах «соседей».

Если же всех этих «айтишников» собрать и распределить по двум специализированным ИТ-компаниям со штатом в 500 человек каждая, поручив им оказывать услуги всем десяти предприятиям, ситуация кардинально измениться. Во-первых, эти две сервисные компании начнут конкурировать между собой по качеству сервисов. Конкуренция зарплат останется, но не такая острая как в случае с десятью предприятиями (выбор места работы гораздо меньше).

А главное, ИТ компании организуют работу 500 человек гораздо эффективнее, чем работу 100 человек. А это означает, что часть людей можно освободить от выполнения текущей работы и начать обучать. Останутся ресурсы и на исследования, которые в ИТ службах обычно вообще не ведутся. В результате квалификация ИТ специалистов в таком «обновленном» городе начнет расти, будут появляться новые решения. Это как раз и есть создание эффективной среды развития.

Но такое под силу, как видно из примера, только всему бизнес сообществу. Аутсорсинг – это знамя партнерства и доверия на рынке. Здесь же кроется и причина, почему аутсорсинг в России не развивается. Аутсорсинг не живет, где действует правило: «лучше пусть я буду без глаза, если у соседа не будет двух». Именно отсутствие долгосрочно мыслящего бизнес сообщества является тормозом на пути к аутсорсингу. И здесь не стоит пенять на позицию ИТ-директоров, успешность которых оценивается только сокращением расходов. Как раз бизнес и виноват в том, что большая часть ИТ специалистов у нас находится на предприятиях, а не в компаниях ИТ отрасли.

Что же нужно делать, чтобы аутсорсинг в России начал развиваться? Казалось бы всё просто: предприятия должны собраться вместе, обсудить сложившуюся ситуацию и принять стратегическое решение. Просто потому, что аутсорсинг выгоден только всем вместе. В одиночку от его внедрения компании проигрывают.

Но это новая философия, к которой еще нужно прийти собственникам и топ-менеджерам предприятий. Увы, для России эта философия является пока чуждой. Почему так получается и что с этим делать? Об этом — в следующей колонке.

Центральный федеральный округ