In English

Почему позитивный эффект от использования ИТ в России всегда оказывается «отложенным» по сравнению с развитыми странами

20.12.2011, Гриднев Виктор
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/15545

Почему позитивный эффект от использования ИТ в России всегда оказывается «отложенным» по сравнению с развитыми странами Разговоры о том, что ИТ «меняют жизнь», стали уже, по сути, тривиальными. Эту сентенцию очень активно обсуждали в рамках создания теории «информационного общества» еще несколько лет назад. Затем эта тема возникла во время обсуждения вопросов глобализации (в связи с необходимостью приведения к определенному стандарту жизни людей во всем мире).

Западные коллеги с большим интересом обсуждают перспективы ИТ, когда говорят о таких вещах, как «открытость общества» и «прозрачность данных», (прежде всего для того, чтобы продвигать свои стандарты в страны третьего мира и в Россию, в частности). Например, хотелось бы обратить внимание на подписание рядом стран 20 сентября 2011 года «декларации Open Government Partnership, объединения стран во главе с США, которые пытаются декларировать презумпцию открытости правительства перед гражданами и гражданскими объединениями» и, вполне возможно, очень скоро это может стать новым фактором внешнеполитической игры, когда за отсутствие «открытости и прозрачности» начнут «бить» и выносить порицания так же, как за отсутствие «демократии» лет 10 тому назад.

Лет пять назад заявления о том, что мы будем жить в «информационном обществе» и у нас будет «новая экономика», достигли пика своей популярности. Однако потом выяснилось, что «новой экономики» не получается.

Если присмотреться, с точки зрения «новой экономики», принципиально новых бизнесов появилось не так уж много. Да, в Интернете возникла внятная рекламная модель, появились бизнесы, построенные на поиске, социальные проекты и сервисы (которые опять же используют рекламную модель), связанные с играми. Но, по большому счету, кардинально новых сфер возникло довольно мало. Зато информационные технологии стали активно применяться для поддержки текущих процессов в бизнесе и государственном управлении. И вот это действительно потихонечку трансформирует нашу текущую жизнь.

Помимо поддержки тех или иных существующих процессов, ИТ постепенно начинают «перемалывать» существующую реальность. Прежде всего это заметно в отношении взаимодействия граждан и власти. Президент отвечает на вопросы граждан в своем блоге. И губернаторы вынуждены поступать так же, втягиваясь в новые форматы коммуникации и взаимодействия с обществом. При этом для России трансформация способов организации власти гораздо важнее, чем для так называемых демократических стран. Так уж получилось, что власть у нас не является только «сервисным институтом», как на Западе, а определяет ВСЁ. И «вливание» ИТ в новые форматы организации государства становится не просто важным, а определяющим фактором развития.

Самое обсуждаемое сегодня направление изменения организации государства − система государственных услуг и организация предоставления различных сервисов гражданам. Это не российское изобретение. На Западе давно взяли эту модель на вооружение, подсчитав, что предоставление услуг через Интернет гораздо дешевле. Мы просто пошли вслед за всеми остальными, перенимаем и копируем.

Имеются авторитетные зарубежные исследования, утверждающие: если технологически поддерживать инструментально сложившуюся систему, то можно получить выигрыш в 10-15 раз. Таким образом, если пять лет назад вопросы трансформации общественных институтов под воздействием ИТ практически не обсуждались, то теперь это одна из важнейших тем, на изучение и развитие которой выделяются значительные средства.

В России серьезных исследований на эту тему пока нет. Мы в это еще не «играем». Думаю, напрасно. Следует понимать: если в стране не появится собственной экспертизы, позволяющей оценивать, прогнозировать и осуществлять продуктивные изменения в сфере отношений людей и власти под влиянием ИТ, наше отставание от развитых стран продолжится. Пойдем туда, куда нас погонят «мировой опыт» и «лучшие практики» развитых стран.

Независимые источники свидетельствуют, что в этой отрасли (да и в целом в сфере ИТ) мы по-прежнему отстаем от западных коллег на три-пять лет. Так было и с темой электронных государственных услуг, и с «электронным правительством», да и с новомодной сейчас темой «облачных» вычислений. В отношении темы трансформации общества и государства за счет использования возможностей ИТ мы сейчас лишь воспринимаем и приспосабливаем то, что наработано и придумано другими.

Хорошо это или плохо, не знаю. Но... такова реальность.

Центральный федеральный округ