In English

Главная задача ERP-систем — учет и контроль. А как обеспечить развитие?

22.12.2011, Романов Дмитрий
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/15696

Главная задача ERP-систем — учет и контроль. А как обеспечить развитие? Как я уже говорил в предыдущей колонке, многие заказчики полагают, будто выбор систем, необходимых для их бизнеса, исчерпывается информационными системами, работающими с числами. На мой взгляд, такое представление чаще всего вызвано незнанием того, какие предложения существуют на рынке в действительности.

Действительно, первое, с чем сталкивается новая компания после своего образования, — это необходимость ведения различного учета: бухгалтерского, управленческого и т.п. Мало того, даже обычные ПБОЮЛ или ЧП нуждаются в различных учетных системах. Как следствие, «привычка» сохраняется надолго. Организация может начать расти, но еще в течение длительного времени будет действовать в рамках прежней парадигмы: внедрять все новые системы, обрабатывающие именно структурированную, числовую информацию.

Всё это легко понять. Любая организация — это конкретные люди со своим пониманием, жизненным опытом, системой взглядов. И им довольно сложно бывает выйти за сложившиеся стереотипы. Особенно если эти стереотипы подогреваются, например, производителями ERP-систем. Ведь многие из них убеждают заказчика, что кроме подобных систем им больше ничего не потребуется!

Позиция вендоров понятна. Им нужно, чтобы заказчик получал от них всё «в одном флаконе» и никуда (и ни к кому) больше не уходил. Они просто защищают свой бизнес. Потому и любые проблемы заказчика производители предлагают решать с помощью функционала, заложенного в их собственных приложениях.

Однако заказчик должен понимать: одними учетными системами богатство выбора на рынке ИТ не ограничивается. Существует целый класс технологий (и довольно мощных!), именуемых ECM (Enterprise Content Management, системы управления контентом). Такие программные средства предоставляют инструментарий для управления неструктурированной информацией в масштабе всей компании.

В данном случае речь идет о системах, которые оперируют не просто числовой информацией (данными), а корпоративным контентом целиком. Подобные решения позволяют не только создавать и хранить неструктурированную информацию (тексты, документы, мультимедиа), но и управлять ею на всех этапах жизненного цикла.

Решение этих задач обеспечивается не одним универсальным программным продуктом, а целым комплексом технологий, объединяемых одним термином.

Понимая, какие именно реальные, практические вопросы могут «закрывать» те или иные компоненты общей концепции ECM, организация способна гораздо более эффективно использовать достижения современных ИТ для того, чтобы сделать свой бизнес более гибким и устойчивым.

Если несколько упростить, можно сказать, что во многом транзакционные учетные системы нужны для того, чтобы компания могла добиться управленческой учетной прозрачности. Если еще проще, ERP требуется топ-менеджменту для того, чтобы не воровали. Однако добиться с помощью подобных систем эффективности в работе довольно сложно. Скажем, руководитель внедрил учетную систему и получил возможность понимать, где его обманывают. Это хорошо. Но что дальше?

Проведу аналогию с автомобилем. Можно снабдить машину множеством датчиков, чтобы постоянно получать сведения о расходе бензина и выгорании масла, износе тормозных колодок и скорости, с которой движется автомобиль в текущий момент. Это полезная учетная информация. Именно эту задачу и решают ERP-системы. Они обеспечивают управленческую прозрачность, о которой так любят говорить производители таких систем. Но... означает ли это, что благодаря системе датчиков автомобиль начинает работать эффективно? Конечно же, нет! Системы сбора информации сами по себе не увеличивают экономичность, не сокращают расход бензина, не продлевают срок службы тормозов. Знать, как ведет себя система, которой вы управляете, важно. Это необходимое условие. Но явно не достаточное. Для того чтобы сделать систему действительно эффективной, требуется что-то еще. В случае с корпоративной автоматизацией это «что-то еще» может быть получено как раз благодаря внедрению ECM-решений.

Моделирование бизнес-процессов и управление ими не исчерпываются цифрами и данными. Люди в компании обмениваются информацией друг с другом, работают в сложных проектах и процессах, занимаются своей повседневной (зачастую с трудом формализуемой) работой. И для руководителя очень важно не просто учитывать и контролировать эту деятельность в цифрах, но и постараться сделать ее более эффективной. А для этого нужны специальные инструменты.

Итак, зафиксируем промежуточные выводы. Если (используя совсем простые метафоры) ERP-система нужна для того, чтобы в компании не воровали, то ECM-решения применяются для того, чтобы организация начала работать более эффективно. Подобные технологии позволяют ускорить информационные потоки в компании, внедрить политики управления знаниями и повысить производительность труда, а в конечном итоге сделать работу компании более эффективной.