In English

Почему буксует информатизация медицины?

13.01.2012, Купцов Сергей
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/16265

Почему буксует информатизация медицины? А вообще для чего нужна информатизация? Давайте у врача спросим. Он будет долго ругаться на большое количество форм и отчетов, которые он вынужден заполнять ежедневно, искренне не понимая, зачем и кому это все нужно. Очень часто суетливые действия «айтишников» вызывают искреннее недоумение тех, кого они собираются осчастливить. Информатизация такой системообразующей отрасли, как здравоохранение, следует начинать с общей постановки задачи и ее декомпозиции на составные части. Вот с постановкой задачи и не все просто. Совершенно неочевидно, что все участники процесса автоматизации понимают ее цели одинаково, и непонятно, обладает ли кто-либо общей картиной. Думаю, никто не обладает.

Для информатизации некой устоявшейся системы необходимо иметь перечень информатизируемых объектов, описания их функций и понимания взаимосвязи между ними. Сколько не ищи общую картину мира – не найдешь. Минздрав проектирует строит систему под свои внутриведомственные задачи, ФОМС автоматизирует расчеты по ОМС, регионы закупают технику и ждут федеральных методик и стандартов, свои задачи у ФСС, ПФР, ФМБА, РАМН и так далее. Такая практика доходит до врача в виде трех-четырех «набивалок» для форм в различные ведомства.

Я бы условно разделил все задачи на два крупных блока: планово-экономический и медицинский.

Для практикующего врача необходима прежде всего система поддержки медицинской деятельности. Именно ИТ могут помочь врачу быстро получить всю информацию, необходимую для принятия решения, а также помочь ему в организации процесса лечения. Ведь любая болезнь, особенно хроническая – по сути, проект. И с помощью информационных технологий можно создать все коммуникации для того, чтобы процесс лечения выглядел, как исполнение проекта, происходил системно и выполнялись все необходимые мероприятия.

Для управляющего медицинским учреждением важен планово-экономический блок, это учет и контроль, расчеты, оптимизация процессов, учет кадров и многое другое. ИТ существенно упрощают административную деятельность, переводят ее в новое качество.

Сегодняшнее состояние отрасли здравоохранения во многом напоминает хаотичную борьбу кланов: предлагаются различные варианты для решения локальных вопросов, однако основная проблема заключается в том, что сегодня ИТ должны быть связующим звеном между ведомствами. Они должны быть «надведомственными», а не решать проблемы отдельных структур. Как это сделать? Только одним способом – описать задачу, функции объектов информатизации и порядок взаимодействия между ними в виде стандартов и протоколов взаимодействия.

Принято считать, что ситуацию в здравоохранении определяет Минздрав. Однако на деле приходится иметь дело с массой нюансов.

Так, в течение довольно длительного периода в ИТ-департаменте при министерстве не было руководства. Затем руководство появилось, пришлось решать задачи в условиях административно-финансового тромбоза, который привел к смене руководства. Сегодня цикл повторяется. Вот уже и приняты региональные программы информатизации и объявлены ключевые федеральные конкурсы, но основные вопросы целеполагания остаются размыты. Начинать-то необходимо было с другого – формализовать все процессы, создать алгоритмы, стандарты и протоколы взаимодействия.

Сегодня нет ощущения того, что даже такие основополагающие процессы, как планирование, бюджетирование и выбор технологий взаимоувязаны, что на уровне министерства выработан какой-то единый подход. В итоге одни специалисты говорят, что необходимо создавать электронную медицинскую карту. Другие уверяют, что главное – наладить бюджетные процессы. А третьи делают упор на организацию системы медицинского страхования. В результате все распадается и автоматизируется небольшими «островками», сегментами. Причем по отдельности друг от друга. И когда требуется решить ту или иную комплексную задачу, выясняется: это невозможно, так как общие подходы и правила не выработаны. Яркий пример такого разнобоя -- появление нестыкуемых конкурсов по интегрированной электронной медицинской карте и созданию системы управленческого учета административно-хозяйственной деятельности. Эти две задачи, очевидно, должны быть увязаны описанием схем взаимодействия и общими протоколами, также они должны быть интегрированы в систему расчетов по ОМС, но этого не происходит.

Сложившаяся ситуация привела к тому, что стратегия большинства ИТ-компаний, работающих на рынке медицинских ИТ-решений, преследует вовсе не глобальные цели, а сводится к тому, чтобы создавать системы и подсистемы, решающие частные задачи. Наша компания в итоге приняла такую продуктовую стратегию, где различные подсистемы существуют в виде законченных модулей и могут функционировать друг с другом. Для этого мы уделяем особое внимание описанию форматов и протоколов взаимодействия.

Компании, работающие на рынках, где профильное министерство до сих пор не сформировало стратегию отраслевого ИТ-развития, живут в постоянном стрессе. Ни руководители, ни сотрудники не знают, что будет дальше. Они пытаются как-то создать рынок самостоятельно, предлагают решения, которые бы не замыкались только на одном лечебном учреждении, а выходили хотя бы на уровень региона. Но при отсутствии четких правил игры любая разработка в области медицинских ИТ оказывается рисковой. Компания разрабатывает технологию, вкладывается в развитие, а через какое-то время может выясниться: всё, что сделано, не стыкуется с федеральными системами, требованиями, подходами и стандартами.

Ну а есть ли перспектива? Разумеется, сегодня вся надежда на концентрацию лучших ресурсов рынка и специалистов вокруг ключевых проектов, что сейчас и происходит. Они и вывезут этот воз на прямую дорогу. Перед министерством здравоохранения стоит сегодня не менее, а даже еще более сложная задача, чем знаменитое «Электронное правительство».

Центральный федеральный округ