In English

Краудсорсинг. Сила и слабость толпы

24.01.2012, Славин Борис
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/16581

Краудсорсинг. Сила и слабость толпы Я уже писал (см. "Сорсинг и "Наука 2.0"), что каждая модель сорсинга соответствует той или иной эпохе. Аутсорсинг является идеологией постиндустриальной эры, в которой основой экономики являются услуги. Поскольку мы живем пока еще в постиндустриальном обществе, приоритетом все-таки является деятельность по развитию аутсорсинговой среды: партнерства и услуг. А вот краудсорсинг и ноосорсинг, о которых я также упоминал, — это технологии будущего. Как раз об одном из этих «будущих» - краудсорсинге, и хочется сказать несколько слов.

Технология краудсорсинга («крауд» – толпа), подразумевающая возможность использовать на добровольных началах интернет-сообщества, стала не просто очередным шагом в развитии средств коммуникаций. Она обозначила тенденцию к расширению возможностей широкого доступа к обмену информации миллионов людей. Привлечение населения к решению задач через краудсорсинг ведет к усилению творческой активности и одновременно к невиданной прежде возможности организации протестных групп населения и стихийных выступлений молодежи через социальные сети. Краудсорсинг дал старт глобальным общественным проектам с уникальными результатами. К таким проектам следует в первую очередь отнести «Википедию», которая вполне заслужила быть символом краудсорсинга. Люди из разных стран вместе, бесплатно, на одном энтузиазме создают мегапопулярный продукт.

Конечно, в полной мере использовать возможности, которые предоставляет новая модель сорсинга, можно только после того, как будет создана эффективная информационно-коммуникационная среда, позволяющая людям легко общаться друг с другом и легко объединяться, а также после полной реализации аутсорсинговой модели, которая призвана разрушить «привязку» человека к производству конкретных товаров. Но уже сейчас некоторые возможности технологии краудсорсинга начинают стремительно врываться в нашу жизнь.

Возникла целая отрасль производства программных продуктов с открытым кодом, которая опирается на энтузиазм разработчиков со всех концов света. Появились многочисленные ресурсы, на которых пользователи проводят оценку книг и статей, кинофильмов и телепередач, товаров и услуг, и даже собирают идеи (например, сайт InnoCentive.com, в статье о котором и родился термин краудсорсинг). Нетрудно понять, что краудсорсинг вполне можно считать идеологией информационного общества.

Приживается краудсорсинг и в России. Недавно краудсорсинговую модель решил использовать Сбербанк для формирования собственной стратегии развития. Руководство ведущего российского банка, воспользовавшись социальными сетями и инструментами коллективного отбора идей, призвало всех желающих поучаствовать в разработке своей стратегии развития. Элементы краудсорсинга использует и государство, когда призывает всю информацию о деятельности ведомств выкладывать в Интернет» и повышать тем самым «информационную прозрачность общества». Вряд ли руководители нашей страны задумываются, что они применяют именно технологию краудсорсинга, выступая с инициативами о прозрачности процесса закупок или выборов. И не многие из них понимают, что информационная открытость стимулирует требования свободы высказываний, честности власти. Приглашая население к контролю над действиями ведомств, государство организует людей, формируя в них желание участвовать в управлении.

Впрочем, некоторые чиновники, интересы которых ущемляет информационная прозрачность, интуитивно находят приемы борьбы с краудсорсингом через снижение прозрачности самой информации. Начиная с примитивного искажения возможностей поиска информации заменой кириллических букв латиницей, заканчивая более тонким способом – хаосом с использованием стандартов в предоставлении информации. Кстати, наполнение сети видеопотоками информации со всех избирательных участков страны, несмотря на свое буквальное сходство с информационной прозрачностью, не слишком увеличивает прозрачность избирательного процесса. Гораздо дешевле и эффективнее предоставить доступ населению ко всей информации из системы ГАС выборы и выложить списки проголосовавших в Интернет. Но ведь тогда совсем не останется места для манипуляций, а так – везде, только не перед камерой!

Сорсинг населения со стороны государства и бизнеса приводит к тому, что население все больше самоорганизуется и «уходит» в виртуальные сообщества. Вслед за населением в виртуальность уходит реклама, пресса, телевидение. Интернет дает свободу людям объединяться вопреки сложившимся границам и правилам, приводя к ресоциализации общества, люди начинают себя воспринимать как единое целое. Буквально на наших глазах формируются новые мощные общественные механизмы саморегулирования. Крайдсорсинг позволяет людям решать не только творческие и информационные, но и политические задачи.

Однако не следует переоценивать возможности краудсорсинга. Когда блогеры привлекают внимание к негативным проявлениям в обществе на бытовом уровне, это несомненно полезно. Но вот для решения серьезных задач блогеры не слишком подходят. Например, компетентно оценивать крупные государственные или коммерческие проекты по модели краудсорсинга просто невозможно. В случае сложных экспертиз требуется не только гражданская позиция, но и квалификация. В противном случае критика может свестись к бездоказательным высказываниям в духе «Это можно сделать дешевле!».

По этой же причине социальные сети не слишком привлекательны для многих профессионалов. Краудсорсинг предполагает бесплатное использование населения, но и по этой же причине без всяких обязательств со стороны его участников. Каждый, какую хочет информацию, такую и выкладывает, создавая неимоверный информационный шум и мусор. Копаться в этом мусоре можно лишь для развлечения, для души, но не в рамках профессиональной деятельности.

Чтобы эффективно «сорсить» разум людей, надо четко понимать, где и какой инструмент применим. Скажем, если мы хотим просто получить информацию, узнать мнение людей о примитивных вещах или попросить их проголосовать, использовать виртуальную «толпу» — можно и нужно. Но когда речь идет о сложных проектах, разработке стратегий, требующих профессионализма, необходимо обращаться к специалистам. И вот тут на «смену» толпе должны прийти экспертные сообщества, технология деятельности которых (ноосорсинг) существенно отличается от краудсорсинга.

Но об этом, еще более далеком будущем — в следующей колонке.

Центральный федеральный округ