In English

ВТО — спусковой крючок грядущей битвы за российский рынок ИТ-сервисов?

26.01.2012, Яппаров Тагир
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/16684

ВТО — спусковой крючок грядущей битвы за российский рынок ИТ-сервисов? Как и участники других индустрий, игроки российского рынка ИТ пытаются сегодня оценить, какими последствиями для них обернется состоявшееся вступление страны в ВТО. Всем нам очень полезно подумать над тем, как будет меняться бизнес-ландшафт в ближайшие 5-10 лет. Что же касается рынка системной интеграции, то здесь, как мне кажется, полезно для начала вернуться в прошлое и кое о чем вспомнить.

Вспомнить, например, о том, что ведущие зарубежные сервисные ИТ-компании на российский рынок по-настоящему еще не вышли. Я имею в виду не глобальных игроков уровня IBM или HP, а именно наших непосредственных зарубежных коллег — крупных системных интеграторов, в том числе европейских.

Российские интеграторы практически не имеют опыта прямой конкуренции с потенциально очень сильными иностранными конкурентами на своем поле. А необходимость в таком навыке скоро может возникнуть.

Потенциальная возможность прийти в Россию у зарубежных ИТ-интеграторов уже была. Но тогда многие из них сделали лишь полшага: попытались открыть в России офисы (вслед за своими крупными международными клиентами, развивавшими бизнес в нашей стране) и остановились.

В 1997 году активность проявила компания EDS, стремившаяся как раз последовать в Россию за своими транснациональными заказчиками, войти на наш рынок «на их плечах». Попытка развернуть операции в России была предпринята и компанией Atos, широко известной своими проектами, связанными с автоматизацией Олимпийских игр. Однако все эксперименты по сей день так экспериментами и оставались. Так или иначе, эти игроки присутствуют на российском рынке. Однако действуют чаще всего через локальных субподрядчиков, работают через местных партнеров. В частности, группа компаний АйТи также выступает в роли технического субподрядчика по обслуживанию клиентов ряда крупных зарубежных ИТ-компаний — в рамках их глобальных контрактов с ведущими заказчиками.

Пятнадцать лет назад вместо того, чтобы конкурировать с локальными компаниями, западные сервисные ИТ-компании ограничились тем, что провели конкурс среди российских исполнителей, выполнили таким образом по отношению к своим международным клиентам свои обязательства, но не решились по-настоящему осваивать наш рынок. И уж тем более развивать его.

В чем дело? Ведь, например, крупные транснациональные вендоры ИТ присутствуют в нашей стране со времен СССР. IBM, HP, Xerox... Эти имена хорошо известны в нашей стране с 70-х годов. Тем временем проектно-сервисные ИТ-компании, изучив российский сегмент информационных технологий в середине 90-х, решили отложить «поход на Восток».

На мой взгляд, такой выбор был предопределен «специфическими особенностями» сервисного рынка в России. А в равной степени — той рыночной средой и рыночной культурой, которая сложилась на тот момент в России. Однако вступление нашей страны в ВТО способно существенно изменить ситуацию, сделать ее интересной и более понятной для крупных зарубежных ИТ-интеграторов.

Теперь нашим зарубежным конкурентам с каждым годом будет все проще ориентироваться в России. Во-первых, они смогут использовать опыт ведущих вендоров, которые из маркетинговых и технологических представительств превратились в нашей стране в универсальных поставщиков ИТ-сервисов и услуг. Если же учесть еще и процесс гармонизации российского бизнеса с мировыми рынками, который может пойти весьма интенсивно после вступления в ВТО, то через несколько лет мы вполне можем увидеть совершенно новых игроков, которые начнут всерьез рассматривать Россию как «стартап» в своей глобальной стратегии, чтобы продолжить экспансию, расширить географию бизнеса, получить новый рынок.

Членство России в ВТО может стать тем самым «спусковым крючком», который спровоцирует «вторую волну» интереса зарубежных интеграторов к нашей стране. И на этот раз волну настоящую.

Готовы ли российские проектные ИТ-компании к приходу мощных соперников? Ведь есть все основания полагать, что конкуренция начнется как раз в тех сегментах, в которых отечественные интеграторы считали (да и считают) себя вполне защищенными. Сервис по традиции воспринимается локальными ИТ-компаниями как «своя поляна». Но что, если «гости» из других стран проявят к этой «поляне» непосредственный интерес? А вдобавок перестанут делиться сервисными субконтрактами?

Да, у российских интеграторов ИТ есть свои козыри. Страна у нас большая. Крупные российские сервисные компании умеют работать и в центре, и в регионах. А «иностранцам» придется этому учиться. У локальных интеграторов сложились многолетние хорошие контакты с клиентами, которых привлекают невысокая (по сравнению с более развитыми рынками) цена и разумная себестоимость. Это явные и очевидные плюсы. Но все они могут быть нивелированы одним контрударом: западные поставщики могут прийти в Россию с принципиально новыми услугами и технологиями работы. То есть с товаром, способным весьма и весьма заинтересовать заказчиков. А новый товар, как известно, зачастую можно продать дороже, чем устаревшие аналоги.

Именно в этом — ахиллесова пята российских ИТ-интеграторов, которые все еще сильно отстают от ведущих зарубежных поставщиков по качеству и структуре услуг. Значит, придется быстро учиться и овладевать новыми компетенциями. То есть заниматься тем, чего в ходе «внутренней» конкурентной борьбы друг с другом наши интеграторы чаще всего не делали.

Таков один из достаточно вероятных сценариев развития ситуации на российском рынке системной интеграции. Конечно, можно верить в то, что «дорогие коллеги» из-за рубежа снова отложат выход в Россию. Но похоже, на этот раз пасьянс складывается иначе, чем в 90-х. Так что российским системным интеграторам есть смысл начать учитывать в своих планах развития на ближайшие годы еще и сценарий резкого изменения модели конкуренции. А может быть даже — сценарий настоящей войны в сервисном сегменте национального рынка ИТ.

Центральный федеральный округ