In English

Менеджмент как точная наука

06.02.2012, Романов Дмитрий
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/17036

Менеджмент как точная наука В 20-е годы прошлого века советские ученые и их западные коллеги развивали подходы, позволяющие рассматривать продуктивную деятельность как некоторую научно обоснованную и организованную последовательность активностей и событий. Разрабатывались, в частности, такие направления, как НОТ (научная организация труда), тесно увязанные с практикой конвейерного производства.

Все это были характерные признаки становления эпохи индустриализации. Именно тогда возникло понимание, что повторяющиеся операции можно сделать гораздо более эффективными, разделив их на отдельные фрагменты и сделав процесс массового выпуска продукции (или оказания услуг) более дешевыми и эффективным. В то время это был огромный шаг вперед по сравнению ранее существовавшими способами организации труда.

Понятно, что на том уровне развития, в эпоху индустриального производства, без четкого понимания работы конвейера нельзя было производить продукцию с заданными экономическими параметрами. Первые производства такого рода быстро вышли на высокую рентабельность и позволили создавать продукты действительно дешево. Оставался только один существенный нюанс. Еще Генри Форд говорил: «Каждый американец имеет право купить машину «Форд» любого цвета, если этот цвет – черный».

Вскоре развитие рынка привело к пониманию: необходимо обеспечивать не только эффективность, но и гибкость. Однако эти два требования противоречили друг другу. Если вариантов много, то и говорить об эффективности в сложившейся конвейерной парадигме — трудно. А если вариантов мало, потребитель захочет разнообразия.

Со временем ситуация обострялась вплоть до появления постиндустриальной модели, когда основными производительными силами стали не станки и физические ресурсы, а нематериальные активы – ноу-хау, технологии, знания. Как следствие, конвейер утратил прежнюю системообразующую роль. В центре внимания оказалось создание новых товаров и сервисов. А это творческий процесс, выполняемый людьми креативного склада, работу которых невозможно организовать по конвейерному принципу. Невозможно давать каждый день творцу задание «изобрести что-то новое» и гарантированно получить к вечеру результат. Так не получается. Хотя и очень хочется.

В индустриальную эпоху технологии менеджмента позволяли вполне успешно управлять материальными производствами. Однако при переходе к постиндустриальному обществу, к экономике знаний, эти подходы исчерпали свой потенциал. Возникла масса вопросов. Например, как измерять знания и можно ли их вообще измерить? Как влиять на результаты творческого процесса, неформализованного по своей сути? Как наладить взаимодействие между людьми? Все это стало вызовом для теоретиков и практиков управления.

В эпоху экономики знаний стало ясно: для того чтобы адекватно описывать и понимать процессы, проходящие в современных (все более сложных!) социально-организационных системах, ориентированных на работу с «тонкими материями», необходимо привлечение опыта из различных научных дисциплин. Возникла новая область междисциплинарных исследований. Нужно понимать социологию, взаимодействие людей внутри организаций и знать, как сами организации взаимодействуют с обществом. Требуется изучать психологию, знать, как люди общаются друг с другом. Необходимо понимать экономику всего этого процесса, уметь отслеживать и моделировать информационное взаимодействие. Ведь работать приходится не просто с передачей материальных объектов с одной конвейерной операции на другую, а и все чаще — с нематериальными объектами, что заставляет обращаться и к семантике, и к прикладной лингвистике, и к математике. Возникла новая область задач, которая может быть решена только при привлечении самых разных исследовательских направлений.

Люди всегда взаимодействуют друг с другом. Это особенность человека, он — «социальное животное». Хотя совместное поведение встречается и у других видов, люди могут не просто обмениваться информацией, но и накапливать ее, передавать из поколения в поколение. Люди взаимодействовали всегда. Но только в последние десять лет существенная часть коммуникационных процессов между людьми в сложных социальных системах стала «наблюдаемой». Мы получили возможность фиксировать эти процессы.

Взаимодействие между людьми за счет перевода в электронную форму стало «оставлять следы». Письмо, написанное по электронной почте, телефонный звонок, СМС-сообщение, обмен репликами в Skype – информация об этих актах коммуникации теперь сохраняется.

Все это дает возможность изучать особенности поведения человека и людей в целом в разных ситуациях. У организаций появляется возможность понимать, как на самом деле люди общаются и взаимодействуют, какую информацию они передают друг другу и в какой ситуации два человека, которые должны были бы, по мнению руководства, успешно коммуницировать друг с другом, на самом деле делают это плохо.

Возможность фиксировать коммуникативные взаимодействия и складывающееся понимание, как на самом деле устроена деятельность организаций в постиндустриальную эпоху, приводит к тому, что менеджмент становится не просто «собранием рецептов из кулинарной книги», а приближается к точной науке (за счет привлечения опыта различных дисциплин). Мы можем измерять, воспринимать организацию как сложную комплексную систему и понимать различные аспекты ее функционирования, взаимодействия. А в результате — управлять ею более эффективно. Мало того, становится возможным понять, как будет выглядеть развитие крупной организации в постиндустриальную эпоху.

Существуют и более политизированные и глобальные применения «нового менеджмента» — этой междисциплинарной «смеси». Один из примеров – управление большими социальными структурами. Достаточно обратить внимание на то, что происходит сегодня на Ближнем Востоке. Кто-то считает, что это всего лишь «протестные выступления беднейших слоев населения». Однако совершенно очевидно, что современные технологии предоставляют возможности не только для мониторинга и анализа, но и для управления ситуацией!

Уже появился целый класс решений, позволяющих работать с такими сложными материями. По сути, возникают новое качество и новый фронт использования ИТ. Об этом — в следующих колонках.

Центральный федеральный округ