In English

Еще раз о «стандартной» развилке в развитии российского рынка ИТ

09.02.2012, Яппаров Тагир
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/17188

Еще раз о «стандартной» развилке в развитии российского рынка ИТ Некоторое время назад я уже обращался в своем блоге к теме отраслевых стандартов. На мой взгляд, этот вопрос остается одним из самых важных для российской отрасли ИТ. Поэтому хотелось бы вернуться к начатому обсуждению и чуть более подробно остановиться на некоторых существенных нюансах.

Отставание России в сфере индустриальных стандартов продолжается (и не только в сфере ИТ). По логике вещей, нам следовало бы всеми силами догонять развитые страны, в срочном порядке изучая и «импортируя» международные стандарты. Но, например, в сегменте ИТ большинство игроков к этой теме относятся абсолютно индифферентно. И это, как мне кажется, индикатор некоторой стагнации в индустрии.

Одно из объяснений, высказываемое практически открыто, таково: дремучая система стандартов, принятых на внутреннем рынке, на руку российским ИТ-компаниям, поскольку позволяет таким образом «защищаться» от международных игроков. В ответ всегда хочется спросить: а не слишком ли шатким получается такое «конкурентное преимущество»?

Еще несколько месяцев назад у меня было ощущение, что дело вовсе не в нежелании многочисленных коллег содействовать популяризации самых современных ИТ-стандартов в России, а — в отсутствии энтузиастов, хотя бы небольшой группы заинтересованных, активных компаний и специалистов. К тому же во всем мире продвижению стандартов содействуют сами участники рынка (прежде всего крупные). Ведь стандарты — один из мощнейших инструментов структурирования рынка, его масштабирования!

В чем корни подобной пассивности? Первая и главная причина известна. Наша страна не поставляет на международный рынок в сколько-нибудь значимых объемах ни патенты, ни стандарты потому, что — вообще производит мало нового. Наша добавленная стоимость (в частности, на рынке ИТ) формируется, скорее, в прикладных областях. Мы берем за основу зарубежные технологии, знания, инфраструктуры и — реализуем на их базе локальные проекты. На мировой арене российская индустрия ИТ воспринимается, скорее, как рынок сбыта. И уж точно — не как источник оригинальных, первичных разработок.

Вроде бы все логично. «Раз уж сами мы не создаем новые классы решений и технологий, то и стандарты писать не нам». Но можно ведь сделать и другой вывод! «Раз уж мы сильно отстаем, не следует ли начать осваивать самые современные мировые стандарты, чтобы на следующем витке развития оказаться в более выигрышном конкурентном положении?».

Некоторое время назад вместе с директором по инновациям компании АйТи Борисом Славиным мы решили: кто-то должен сделать первый шаг, чтобы сдвинуть с мертвой точки процесс изучения и адаптации современных ИТ-стандартов. Самым логичным способом решения задачи мы сочли выпуск специализированного журнала, содержащего аннотации стандартов и комментарии экспертов. Ну, а потом можно было бы переходить к более серьезному обсуждению этих документов и, может быть, даже к некоторому «лоббированию» их повсеместного применения.

С этой идеей мы пришли на одно из заседаний правления отраслевой организации — АП КИТ. И предложили создать рабочую группу по стандартам. Но нас не поддержали. Попутно прозвучал все тот же аргумент: переход на международные стандарты снизит конкурентоспособность российских ИТ-компаний, а популяризация международных стандартов подтолкнет российский рынок ИТ в ту сторону, которая большинству игроков «неинтересна». Ну, а в кулуарах прозвучало еще одно: «Зачем вам вообще все это нужно?».

Для меня и для Бориса Славина подобный итог обсуждения стал, не скрою, огромным разочарованием. И мы решили делать все сами.

Теперь, когда такой журнал – Information Management – уже выходит (при поддержке компании АйТи), могу сказать: и рынок нас поддержал! Причем так, как мы и не ожидали. Проведя опрос среди руководителей ИТ-служб, мы выяснили: им нужны и журнал об ИТ-стандартах, и сами стандарты. Да и первый выпуск издания получил весьма позитивный отклик.

Вот так и оказалось, что стандарты в России нужны не столько поставщикам, сколько — их клиентам, которым хочется реализовывать ИТ-проекты в условиях прозрачности и полной «совместимости» с современными мировыми практиками. Сегодня, обсуждая с CIO тему отраслевых стандартов, я неизменно встречаю бурную позитивную реакцию. Я вижу, что люди в «резонансе» с нами.

На мой взгляд, столь различное отношение поставщиков ИТ и их заказчиков к отраслевым стандартам показывает, что отрасль ИТ-сервисов у нас находится на очередной развилке. Вариантов два: либо дальнейшая стагнация, либо — уверенное быстрое развитие вслед за глобальным рынком. Либо мы продолжаем упиваться «специфичностью» России, либо осваиваем современные подходы к решению проблем заказчиков и начинаем следовать международным канонам. Третьего не дано.

Еще недавно было принято считать, что заказчик ИТ в России «не слишком развит», так что поставщики должны заказчика «учить» и «воспитывать». Думаю, ситуация меняется. Это заказчик начинает учить всех нас — поставщиков. И если заказчик хочет использовать современные стандарты, а не изобретать каждый раз велосипед (с переменным успехом), наша задача — научиться самим соответствовать этим стандартам.

Сегодня многие заказчики уже настолько профессиональны и квалифицированны, что во многом начинают задавать тон в российской индустрии ИТ. И эта тенденция заметна все лучше.

Что же касается журнала Information Management, то, на мой взгляд, это проект, которым должен заниматься весь рынок. Мы не заинтересованы в «приватизации» этого направления. К тому же, ни одна компания в одиночку не справится с такой задачей, как продвижение столь обширного блока рекомендательных и технологических документов.

В чем тогда наш интерес? Когда обе стороны — поставщик и заказчик — взаимодействуют в рамках проекта, не опираясь на четкие стандарты и правила, вероятность проблем и ошибок существенно возрастает. От этого страдает и наша компания. Нам не нужны ни лишние проблемы, ни лишние ошибки (даже если их совершает заказчик, ведь ИТ-проект — детище совместное).

Помню, в 90-х, обсуждая перспективы создания в России платежной системы, подобной SWIFT, многие банкиры говорили про конкурентов: «Запускать этот проект вместе с НИМИ? Да мы в одном поле с ними ... не сядем»! И что же? В нашей стране так и не появилось мощной национальной платежной системы. Да, есть потенциально интересные проекты. Но они так и остались частными инициативами отдельных игроков.

Мне не хотелось бы, чтобы отечественный рынок ИТ оказался в таком же положении только потому, что его участники не могут договориться даже по вопросу изучения международных стандартов!

О консолидации, результатах и перспективах совместных действий участников рынка, думаю, мы еще поговорим в одной из ближайших колонок.

Центральный федеральный округ