In English

Заказчик начал непосредственно влиять на развитие рынка авторизованного ИТ-обучения

13.02.2012, Морозов Игорь
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/17311

Заказчик начал непосредственно влиять на развитие рынка авторизованного ИТ-обучения «Авторизованное обучение». Этим термином на рынке ИТ принято обозначать тренинги, проводимые для сотрудников компании либо поставщиками технологий (собственно, «авторами»), либо — самостоятельно, путем обращения к услугам учебных центров, авторизованных поставщиками.

Каждый производитель, как правило, сам определяет — какие курсы необходимы для освоения той или иной технологии, и сам же готовит «начинку» обучающих программ. Разумеется, системы авторизованного обучения разных вендоров отличаются друг от друга. Однако их объединяет ряд общих формализованных требований и подходов.

Авторизованное обучение давно уже стало унифицированной, стандартной формой подготовки ИТ-специалистов, обладающей как очевидными плюсами, так и некоторыми минусами. Главные преимущества этой формы подготовки персонала — унифицированность и гарантия результатов. Понятно, что совершенству нет предела. А значит, при желании можно создать «самый лучший на Земле обучающий курс». Но когда встает вопрос о необходимости подготовить 50 человек из разных подразделений компании, представляющей собой территориально распределенную структуру... обучить всех и сразу даже с помощью «самой лучшей» программы просто невозможно. Тем более что в рамках эксплуатации информационных систем приходится учитывать такие важные требования, как уже упомянутые унификация, надежность и гарантия результата. Как раз эту задачу и решает авторизованное обучение как услуга.

Проще говоря, отправляя специалиста на стандартные курсы Microsoft, вы можете быть уверены, что получите в результате стандартного специалиста с необходимыми (стандартными же!) компетенциями и знаниями. Специалиста, который всегда будет знать, что и как нужно делать. А значит, опираясь на стандарты, существующие в ИТ-отрасли и связанные с авторизованным обучением, можно выстроить систему для подготовки персонала, даже не слишком разбирающегося в информационных технологиях как таковых.

Конечно, как я уже отметил выше, у авторизированного обучения имеются и минусы. Унификация при проектировании курсов не подразумевает особенной их «кастомизации». Тем временем у каждого предприятия, у каждой компании есть свои особенности. А, кроме того — возникают ситуации, которые авторизованные курсы в полной степени не позволяют разрешить.

Впрочем, в практике Академии АйТи мы, скорее, сталкиваемся с противоположным эффектом: авторизированные курсы предлагают «избыточное» обучение. И многие заказчики выступают против такой «избыточности».

Почему? Ну, во-первых потому, что «сверхнавыки» сотрудников часто противоречат политике компании в области информационной безопасности. Во-вторых, любая компания стремится сэкономить. И менеджмент совершенно справедливо задается вопросом: зачем платить за навыки, которые сотрудникам не понадобятся в каждодневной работе? В итоге спрос на все более и более кастомизированные курсы явно растет.

Еще один минус авторизованного обучения (да, строго говоря, и обучения вообще!) связан с тем, что оно требует времени. Быстро освоить технологии в достаточном объеме (даже если мы говорим о кастомизированной программе) — нельзя. Как правило, обучение происходит в классе под руководством инструктора и занимает несколько дней. Так вот, оплачивать не только курсы, но и рабочее время сотрудников, которые их посещают, могут далеко не все компании.

В последние несколько лет вендоры ИТ начали подстраиваться под изменяющийся мир. Одним из новых подходов к авторизованному обучению стало «дробление» курсов. Скажем, если 15 лет назад стандартным считался пятидневный курс, то сейчас, как правило, обучение занимает два-три дня с различными вариантами комбинаций.

Кроме того, вендоры стали предлагать различные варианты «кастомизации»: курсы строятся по модульному принципу, появляется возможность эти модули объединять и компоновать. Так что прогресс не останавливается, а вендоры и учебные центры работают над изменением форматов. И над тем, чтобы как можно теснее увязать курсы с потребностями заказчика.

Сам принцип авторизованного обучения по-прежнему остается актуальным и очень удобным для ИТ-служб предприятий с точки зрения описанной триады: унификации, стандартизации и гарантированного результата. Но я уверен, что в ближайшие несколько лет мы увидим на рынке более современные модели авторизованного обучения, которые будут отвечать новым требованиям.

Так что... авторизованное обучение будет меняться, не изменяя самому себе!

Центральный федеральный округ