In English

Мифы об аутсорсинге, или О «разнице в 20%» (часть 1)

15.02.2012, Вайнштейн Виктор
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/17396

Мифы об аутсорсинге, или О «разнице в 20%» (часть 1) Думаю, настало время взяться за развенчание некоторых мифов, связанных с экономической и технической составляющей ИТ-аутсорсинга. В моей профессиональной карьере тема аутсорсинга (и, в том числе, вопросы предоставления софтверных услуг в рамках этой модели) занимает одно из центральных мест, начиная примерно с 1999 года. За это время мне приходилось не только участвовать в реализации множества аутсорсинговых проектов, но и постоянно общаться с заказчиками. Вот с учетом этого, практического, опыта я и постараюсь «препарировать» ряд довольно распространенных заблуждений в связи с ИТ-аутсорсингом. А начну — с байки.

В одном из банков информационными технологиями ведал Начальник департамента ИТ, практиковавший весьма оригинальный подход. Как только руководство банка формировало задачу по разработке той или иной информационной системы, шеф департамента ИТ прежде всего неформально опрашивал потенциальных подрядчиков, выясняя, сколько будет стоить разработка требуемого решения. Разумеется, поставщики присылали в ответ весьма подробные предложения по полной стоимости разработки и внедрения, рассчитанные по ставкам участников команды, попутно оценивая время, необходимое для реализации проекта. Проведя подобное «маркетинговое исследование», CIO использовал свою «авторскую методику». А именно: подставлял в некоторую формулу фонд оплаты труда специалистов банка (сотрудников своего отдела ИТ), указывал ожидаемый срок внедрения (меньший, чем у сторонних поставщиков), и — эффектно презентовал руководству «альтернативный вариант», со стороны выглядевший куда более выигрышно, чем предложения потенциальных подрядчиков.

Согласно таким «расчетам», решение, основанное на услугах собственного департамента ИТ банка, всегда выглядело более дешевым. И руководство, естественно, выбирало именно его. Понятно, что чудес не бывает. Сроки, конечно же, нарушались. Качество — периодически страдало. Однако акционеры и топ-менеджмент банка были уверены, что это не слишком существенные издержки на фоне «очевидной экономии». Так CIO добивался «победы» инсорсинга над аутсорсингом.

Я эту историю слышал в разных вариантах от многих заказчиков и коллег. Ведь на предложение перейти к использованию ИТ-аутсорсинга руководители многих предприятий до сих пор реагируют решительным отказом: «Нет, это очень дорого! Мы своим программистам платим в два-три раза меньше». На этом разговор заканчивается. Так вот, я абсолютно уверен: даже в самом простом варианте применения аутсорсинга, когда сравнивается аналогичная работа программистов компании на «длинном» проекте с работой разработчиков внешнего подрядчика, стоимость (в том случае, если она рассчитывается корректно, то есть с учетом всех затрат организации) будет отличаться ровно на норму прибыли аутсорсинговой организации. А она составляет, как правило, от 10% до 20%. Это разница «в деньгах». Можно ли считать, что 10-20% от внутренней цены — это «очень дорого»? Полагаю, нет. А ведь мы еще даже не перешли к анализу недостатков «внутренней» разработки ИТ-решений и к серьезной оценке преимуществ аутсорсинга, что в совокупности способно компенсировать поверхностно высчитанную «дельту» в 10-20%!

О детальном рассмотрении плюсов / минусов аутсорсинга и инсорсинга в моей следующей колонке...

Центральный федеральный округ