In English

Эпоха «средневековья» в мире социальных технологий заканчивается

28.02.2012, Романов Дмитрий
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/17772

Эпоха «средневековья» в мире социальных технологий заканчивается В предыдущей колонке я писал о технологиях работы с социальными структурами. Сегодня расскажу о некоторых из них.

Одна из наиболее популярных — технология Social Network Analysis (SNA), активно развивавшаяся в течение двух десятилетий и получившая широкое применение в последние лет пять. Что такое SNA? Если коротко — инструментарий анализа социальных сетей.

Конечно, можно «вручную» создать сложную схему, отразить на ней место каждого человека в коллективе, прописать его связи и личные отношения. Строго говоря, как раз такие схемы социологи используют уже довольно давно. Но формировались подобные модели преимущественно на основе интервью, которые проводились с сотрудниками. Это сложная и долгая работа, требующая значительных усилий. Попутно замечу: работа с не всегда очевидным результатом. Так что подобные методики использовались, как правило, в научных исследованиях и теоретических изысканиях, не получив широкого распространения в бизнесе или системе государственного управления.

Появление электронных средств взаимодействия между людьми принципиально изменило картину. Та информация, которую прежде приходилось с трудом добывать, стала не просто доступной, а — легкодоступной. О чем говорить, если сегодня достаточно проанализировать информацию почтового сервера или офисных АТС и — все ключевые взаимосвязи проявятся автоматически!

Мало того, появились методы, позволяющие автоматизировать сам процесс анализа. Сегодня с помощью решений класса SNA можно решать массу самых разных и весьма интересных задач: рассматривать всю картину взаимосвязей между людьми в ретроспективе; наблюдать, как взаимодействуют между собой структурные подразделения компании; изучать, как устроены бизнес-процессы; выявлять неформальных лидеров и находить «узкие» места во взаимодействии людей. Наконец, в наши дни куда быстрее и легче можно понять, что именно следует сделать для того, чтобы оптимизировать структуру информационных потоков между сотрудниками, подразделениями, проектными группами.

В свою очередь технологии класса Process Intelligent (PI) позволяют анализировать не описанные бизнес-процессы и находить в них ошибки. Традиционные подходы к оптимизации бизнес-процессов по сей день (во многом по инерции) строятся на проверенном методе социологов. Вы будете удивлены, но, несмотря на все достижения в мире бизнес-аналитики, по-прежнему активно используются интервью! При этом за кадром остается «ахиллесова пята» прежнего подхода: ведь с его помощью можно «увидеть» совсем не то, что есть на самом деле! Скорее, моделируются представления людей о конкретных ситуациях или коммуникациях. Это то, что люди хотят видеть, а не то, что существует в реальности. Здесь социологам полезно поинтересоваться мнением психологов, которые подтвердят: то, о чем люди на самом деле думают и беспокоятся, то, как они в действительности оценивают события и то, что они говорят об этом, как говорится, — «две большие разницы».

Так стоит ли продолжать «оптимизировать» управленческие структуры и взаимоотношения в социальных сетях (а любой коллектив — не что иное, как социальная сеть) по старинке, обходя стороной современный и куда более надежный набор технологий?

Имеющиеся на рынке решения класса PI позволяют анализировать реальные события, регистрируемые в корпоративных информационных системах, и понимать, как происходит взаимодействие и как проистекает реальная логика различных процессов. Этот инструментарий позволяет получать именно объективную картину, не искаженную представлениями людей о том, что происходит.

Разница между старым подходом и новыми возможностями, которые предоставляют современные инструменты, примерно такая же, как между средневековой и современной медициной. Современный доктор ставит диагноз на основании объективных данных и анализов. Рентген, ЯМР-томограф, ультразвуковая диагностика и множество других технологий позволяют современному врачу увидеть то, что было скрыто от его средневекового коллеги. Средневековый доктор делал выводы на основе того, что ему рассказывал о себе больной. Очевидно, что картина в одном и в другом случае может оказаться совершенно разной. Ясно и то, что вероятность ошибки (в том числе роковой) во втором случае намного выше. Так... есть ли резон намеренно увеличивать вероятность появления управленческих ошибок в столь важном деле, как диагностирование, лечение бизнеса и достижение им необходимой «спортивной формы»? Не слишком ли расточительно игнорировать набор современных методик анализа коллективов и бизнес-процессов?

Хочется верить, что эпоха «средневековья» в сфере управления людьми и оргструктурами проходит. Современные технологии позволяют получить максимально объективную картину всех процессов, происходящих в организации, — как на уровне коллектива (социальной сети), так и в сфере бизнес-процессов. И чем быстрее придет осознание этого факта — тем лучше будет всем нам.

Центральный федеральный округ