In English

Никакой «консолидированной позиции» у рынка, представленного множеством небольших компаний, быть не может

01.03.2012, Яппаров Тагир
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/17825

Никакой «консолидированной позиции» у рынка, представленного множеством небольших компаний, быть не может Что делают производители пива, когда «водочное лобби» в очередной раз пытается убедить законодателей в необходимости выравнивания акцизов? Участники рынка слабоалкогольных напитков не просто начинают ответные «боевые действия», но и выступают единым фронтом. На время забывая о том, что в рамках своего отраслевого сегмента друг для друга они — конкуренты.

Аналогичные примеры мы наблюдаем и в других секторах экономики. Автопроизводители, страховые компании и туристические агентства, розничные сети — давно научились действовать сообща, если требуется донести до законодателей, регуляторов, да и до потребителей свою точку зрения.

На мой взгляд, умение установить «водяное перемирие» внутри отрасли для решения общих для всех игроков задач и проблем — один из показателей развитости любой индустрии. Но, увы, участникам российского рынка ИТ зачастую не удается даже наладить конструктивное обсуждение такого рода вопросов. Не говоря уже о выработке решений и их совместной реализации. В чем дело? На мой взгляд, следует говорить не о «нежелании» или «неумении» предпринимать совместные действия. Скорее, речь идет об уровне зрелости отрасли.

Разница в том, что и автомобильный рынок, и рынок производства алкогольной продукции, и сетевая розничная торговля, и многие другие отрасли за прошедшее время выросли не только в количественном отношении, но и качественно. Консолидационные процессы привели к появлению ограниченного количества действительно крупных игроков, способных не только вести борьбу с подобными себе конкурентами, но и — влиять на сам рынок, на всю экосистему.

Небольшому количеству ведущих участников отраслевого рынка проще договориться, если того требуют общие задачи. Проще — чисто технически. Одно дело, когда за круглым столом сидит десять первых лиц, представляющих интересы десятка крупнейших игроков. И совсем другая история, если консенсуса пытаются добиться сотни компаний среднего масштаба, действующие к тому же в разных сегментах, а потому преследующие разные интересы. В таких условиях единую точку зрения выработать не удается. Действовать совместно — тем более. А именно такая ситуация и сложилась на российском рынке ИТ. При всем желании наша индустрия не в состоянии быстро выработать консолидированную позицию, ввести в действие неформальный «кодекс чести», бороться с внешними угрозами и внутриотраслевыми проблемами.

Самые крупные участники российского рынка ИТ — на самом деле представители среднего бизнеса. Они по сей день весьма не прозрачны, напрямую управляются своими основателями и абсолютно не готовы к слияниям и поглощениям. А это и есть главное условие консолидации, формирования ограниченного количества действительно крупных отраслевых лидеров. Стоит ли удивляться, что «когда припрёт», наша индустрия ведет себя не как развитый рынок, а — как неструктурированный клубок средних и мелких компаний. «Шевеление» заметно, а результатов согласованных действий, выгодных всем участникам рынка — нет.

Российский рынок ИТ предпринимал несколько робких попыток вступить в фазу консолидационной зрелости, но все они оказались неудачными. Наша индустрия придумала для себя множество ярких и громких эпитетов. «Самый интеллектуальный рынок», «рынок высоких технологий» и т.п. И во многом эти слоганы отражали реальное положение дел. Но за прошедшее время «менее интеллектуальные» и «менее технологичные» отрасли проделали тот путь, который проходят индустрии в любой рыночной экономике. А наш рынок ИТ так и не вступил в пору укрупнения.

Обратите внимание, упоминавшиеся выше отрасли — и автомобильная, и сетевая розничная торговля, и производство продуктов питания, и многие другие — представлены сегодня в нашей стране не просто рядом крупных игроков, определяющих ключевые тренды, а — компаниями с совместным российским и международным капиталом. Мало того, эти игроки очень тесно интегрированы в мировой рынок.

А что такое российская отрасль ИТ на этом фоне? Мы вторичны по отношению к производителям. Наша отрасль — это относительно небольшие, преимущественно частные компании. Компании, закрытые для инвесторов, растущие «органическим» способом вместе с рынком (иногда — чуть быстрее) и не готовые к сделкам M&A. Мало того, большинство попыток слияний и поглощений на нашем рынке оказались неудачными. Очередной пример такого рода все мы недавно наблюдали.

Поэтому, когда меня спрашивают о том, готова ли индустрия ИТ в нашей стране действовать как единый отряд, сплоченно отстаивающий свои интересы, мне остается только развести руками. Сначала должны появиться по-настоящему крупные игроки. А уже потом можно будет думать о каких-то совместных действиях.

Центральный федеральный округ