In English

Роль профессиональных сообществ в будущем

29.03.2012, Славин Борис
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/18675

Роль профессиональных сообществ в будущем Я уже писал ранее о том, что основным элементом, «ячейкой» будущего общества станут не «организации и предприятия» в их нынешнем виде, а экспертные сообщества. Именно в этой форме будут осуществляться основные социально-хозяйственные отношения между людьми. Прототипы этого мы уже наблюдаем на Западе.

Многие менеджеры, ученые и преподаватели высокого ранга в развитых странах легко меняют место работы — переходят из одной организации в другую, переезжают из страны в страну. Практика, когда топ-менеджеры приходят в компанию, выполняют проект, а потом без особых проблем уходят в другое место, на другой проект, — уже отработана. И таких людей становиться все больше. Особенно это касается инноваций, науки, преподавания и стартапов.

При этом специалистам не надо решать сложные вопросы, связанные с увольнением и наймом на работу. В России же пока трудно себе представить подобную ситуацию. Увольнение менеджера – это если и не скандал, то обязательно болезненная процедура, либо для работника, либо для компании.

Экспертные сообщества станут востребованы во всех сферах жизни. Как, например, может выглядеть университет будущего? Скорее всего, это будет просто удобное для очных встреч студентов с преподавателем место, а также – методический центр, который формирует тот или иной учебный курс, нанимая лекторов из сообщества преподавателей. Точно так же и предприятие станет всего лишь конвейером по «сборке» товара или услуги, куда для решения конкретных задач или реализации проектов будут приглашаться специалисты из экспертных сообществ.

Но следует понимать, что хотя экспертные сообщества – это объединения людей, заслуживших статус «гуру» в своей области, они должны быть объединены не так, как сегодня работают социальные сети.
Социальные сети представляют собой максимально свободные сообщества людей, в которых каждый может говорить и делать все, что хочет, не заботясь о своих «слушателях». В этом заключены и преимущества и недостатки социальных сетей. Полная свобода высказываний, и одновременно крайне непрофессиональный и «непрезентативный» контент.

В отличие от социальных экспертные сети строго регламентируют активность пользователей. Это что-то среднее между двумя крайними формами автоматизации: корпоративными информационными системами (в которых всё жестко зарегулировано) и социальными сетями, в которых, напротив, практически никакого регулирования не существует.

Сегодня именно две эти крайние формы доминируют (одна – в досуговой сфере, другая – в бизнесе). В ERP-системе «нет людей», там — только роли. Один человек выступает в роли директора, другой в роли менеджера, третий в роли инженера. Замените людей — роли останутся. И каждый пишет (говорит) только то, что может говорить в соответствии со своей ролью. Индивидуальные возможности не важны, необходим только навык исполнения роли. В социальных сетях – наоборот, все могут играть любую роль и публиковать все, что хотят. Умения и навыки не так важны, надо обладать харизмой, знаниями и напором.

Экспертные сети должны занять промежуточную позицию. Активность людей в экспертных сетях будет подчиняться определенным законам и правилам. Но при этом главную роль в сообществах такого типа будет играть личность самого эксперта. Статус участника также будет зависеть от масштаба личности, личной компетенции и личных заслуг. И в этом будет состоять главное отличие сообщества экспертов от «специалистов», объединенных в одну корпоративную сеть. Поскольку в таких системах, как я уже говорил, главное – должностной статус.

Некоторые элементы экспертных или профессиональных сетей сегодня частично реализуются в отдельных сетевых проектах, но пока недостаточно. Услуги, которые эти сообщества могут предлагать рынку, я называю ноосорсингом — сорсингом знаний. Так что, если продолжить аналогии, начатые в предыдущих колонках, можно сделать следующее заключение. Инсорсинг соответствует индустриальному обществу, аутсорсинг – постиндустриальному, краудсорсинг – информационному обществу, а ноосорсинг – обществу знаний.

Именно к этому обществу мы должны рано или поздно прийти. В обществе знаний автоматизация позволит человеку заниматься исключительно творчеством. Но в условиях информационного взрыва заниматься творчеством можно будет только с использованием инструментов коллективных коммуникаций – не для обмена мнениями, а для совместного решения сложных задач. Согласитесь, интересная перспектива!

Центральный федеральный округ