In English

Должны ли сертификаты «айтишников» быть государственными?

16.04.2012, Морозов Игорь
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/19146

Должны ли сертификаты «айтишников» быть государственными? Какой бы диплом ни получил российский специалист, он приходит в результате к тому же самому, что и любой его западный коллега — необходимости получить профессиональный сертификат. На Западе система профессиональных сертификатов развита очень хорошо. Свои «корочки» есть и у юристов, и у бухгалтеров, и у кадровиков. Получение этих сертификатов регулируют специальные негосударственные организации, которые устанавливают стандарты, публикуют требования к профессиональным квалификациям, составляют учебные программы и устанавливают экзаменационные процедуры, необходимые для получения сертификата.
Таким образом, любой человек, который собирается строить карьеру в ИТ, должен думать в том числе и о том, как регулярно подтверждать свою квалификацию сертификатами.ИТ-индустрия в этом отношении не уникальна. Скорее, наоборот. Для нашей отрасли наиболее естественным решением является создание системы профессиональных сертификаций. Причем они могут быть как «вендорозависимыми» (то есть специалист приобретает квалификацию, связанную с конкретным производителем: например, инженер Microsoft, Cisco, Oracle), так и нет. Многие вендоры предлагают обучение в целом по своим технологиям, так что специалист может получить сертификат по сетевым решениям или, скажем, по свободному программному обеспечению.

Но у института сертификации, как у направления, имеется несколько «подводных камней». С одной стороны, сертификаты, например, «от вендора» (или выданные любой другой негосударственной организацией) в нашей стране не являются каким-то серьезным документом. Наши HR-службы ориентируются в основном на документы государственного образца. На мой взгляд, это полная нелепость.

Получается, что люди ориентируются на документы, которые по сути ничего не говорят о профессиональных навыках соискателя. Скажем, курсы повышения квалификации государственного образца, как известно, совершенно не обязывают человека что-либо знать. Документ, который на таких курсах выдается, свидетельствует лишь о том, что специалист «прослушал 72 часа такого-то курса». При этом он свою квалификацию ничем подтвердить не может. Однако именно такие документы приняты в современном корпоративном мире и имеют наибольший вес.

Мне кажется, что государство уже само понимает, какую странную роль ему приходится играть. Ведь роль государства не состоит в том, чтобы давать гарантии работодателям, подтверждать квалификацию того или иного специалиста!

Понятно, что к государственным учебным учреждениям применяются инструменты лицензирования, которые должны гарантировать качество обучения. Однако эти лицензии, как правило, гарантируют не качество, а возможность проводить обучение с точки зрения «санитарно-гигиенических параметров». Таких, как освещенность рабочего места, отсутствие тараканов, нормальные условия для учебы и т.п. Я полагаю, что все эти процессы не должны контролироваться государством.

На рынке коммерческих образовательных услуг нет необходимости вводить дополнительные регулирующие механизмы. Сам рынок должен определять качество образовательных программ, а весомость диплома должна подтверждаться брендом образовательного учреждения. Неважно, государственное оно или нет.

Ведь профессиональная сертификация определяет квалификацию специалиста, а не просто сам факт обучения! Здесь главное – оценка качества услуг, знаний, которые должны производить независимые тестовые центры с достаточно сложной экзаменационной процедурой.

Отмечу и еще один нюанс. Документы государственного образца могут оценить только российские компании. А ведь профессиональные сертификаты ценятся во всем мире...

Центральный федеральный округ