In English

Правовые акты и развитие ИТ

27.04.2012, Гриднев Виктор
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/19509

Правовые акты и развитие ИТ В предыдущей колонке я писал о том, как развивалась программа «Электронная Россия» и какие результаты она принесла. Для дальнейшего движения в сфере информатизации нужно понимать историю вопроса и то, как способ организации старой программы, а теперь и новой программы информационного общества влияют на приоритеты и способы реализации проектов.
Можно привести два примера нормативных актов, которые, по сути, замедлили наше движение в сторону информатизации государственного управления на несколько лет.К сожалению, сегодня практика такова: у нас сначала придумывают некий нормативный правовой акт (безусловно, ради светлого будущего), а потом уже начинают как-то пытаться реализовать то, что придумали. С одной стороны, это хорошо – начинается работа в правильном направлении (более того, часто НПА является единственным способом запустить механизм реализации той или иной идеи). С другой стороны – не очень, так как все нормативные акты в рамках развития информационного общества по идее должны закреплять уже сложившуюся систему. У нас же сначала появляется документ, а потом его пытаются реализовать.

Во-первых, это выпущенный в 2002 году закон об ЭЦП. Казалось бы необходимый правой акт. Однако он отодвинул на много лет обсуждение вопроса, связанного с идентификацией граждан. В итоге закон переписали. Но на решение проблемы идентификации мы выходим только сейчас, сильно запаздывая от наших коллег, так как на Западе этим вопросом занимаются уже довольно давно.

Второй пример связан с законом о персональных данных. Принятие ФЗ-152 сильно осложнило информатизацию органов государственной власти, так как практически сделало невозможным создание реестра граждан. Принятый, казалось бы в ответ на отклики граждан, этот закон заморозил все вопросы, связанные с персональным учетом.

При этом у наших западных коллег, большая часть систем
государственного уровня строится именно вокруг реестра граждан. Например, в Эстонии значительная часть электронного правительства выстроена вокруг реестра народонаселения.

Человек – это основной объект в государственном управлении, вокруг человека строится и образование, и здравоохранение, и градостроительство, и много что еще. У нас же закон о персональных данных зафиксировал невозможность создания такого реестра в стране. Понятно, что этот закон будет пересмотрен, но время мы уже потеряли.

До 2009 года (к счастью для ИТ) законов и других различных правовых актов, связанных с информатизацией общества, было мало. Но после того как была поднята на флаг тема электронного правительства, постановления и распоряжения стали создаваться по любому поводу. Если в 2008-2009 году было принято около 12 нормативных актов, которые касались разных аспектов автоматизации, то сейчас их уже больше 50.

Правительственные органы придерживаются сейчас следующей идеологии: делаем нормативный правовой акт, даем указание его ввести в жизнь и все должно «полететь». Но сфера ИТ – это технологии, и ИТ-решения создаваемые для реализации НПА либо работают, либо нет.

В итоге получается «как всегда»: законы приняты, приказы отданы, но они не исполняются. Вернее в установленные сроки они физически не могут быть созданы. Большинство сроков исполнения распоряжений, связанных с электронным правительством, перенесены минимум на полгода-год.

1 июня 2011 года должно было заработать электронное межведомственное взаимодействие. Перенесли.
1 января 2012 года должны были запустить УЭК. Перенесли.
1 августа 2011 года и иные даты по распоряжениям 1555-р и 1993-р. Тоже ждут своего переноса.

И дело не в том, что это «плохие» постановления и распоряжения. Просто возможности реализации этих нормативных актов были не совсем правильно оценены законодателями.

Возможно, конечно, что у нас в стране по-другому нельзя. Так уж сложилось, что работать «как следует» у нас начинают только после принятия соответствующих нормативных актов. Но с точки зрения логики развития ИТ в госсекторе сложившаяся практика вызывает большие проблемы как и у заказчиков, так и у исполнителей проектов.

Работа в режиме авралов в рамках ИТ-компаний и вообще в сфере ИТ ни к чему хорошему не приводит.

Реализация происходит не системно, а локально. Просто для отчета к очередной дате-празднику. А ИТ требуют системного подхода.

Необходим поиск как новых механизмов, так и новых подходов к организации постановки целей для «электронного правительства» и приемлемых сроков для их реализации.

Центральный федеральный округ