In English

Инновации из-под палки — путь в никуда

14.05.2012, Яппаров Тагир
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/19842

Инновации из-под палки — путь в никуда Сегодня в России декларируется «крен» в сторону инновационной, «технологизированной» экономики, ориентирующейся на человеческий капитал. Это отлично. Плохо другое. Постоянно предпринимаются шаги, которые приводят как раз к ухудшению положения компаний, которые ориентированы на знания, на развитие технологий и инноваций.

Сегодня всем нам очень важно понять, почему это происходит. А также что и как можно изменить.
На самом деле инновационность и стремление к изменениям — это вопрос и культуры, и опыта, и конкуренции, и глобализации. Сейчас российский рынок неконкурентен. В большинстве отраслей он либо монополизирован, либо разделен между ограниченным количеством ведущих игроков. Но когда «всем хорошо», инновации становятся, скорее, имиджевым вопросом, а не основой развития бизнеса.На мой взгляд, самая крупная ошибка — попытки повышать инновационность экономики приказными мерами. Такое администрирование инновационного развития приводит к серьезным искажениям. В итоге ведь снова будем разводить руками: «Хотели как лучше, получилось как всегда».

Другая проблема: в стратегических планах российских компаний часто не обнаруживается «выхода наружу». Ставка делается на развитие «внутри» (российского рынка, отрасли, привычной ниши). Руководители многих предприятий просто не понимают, как реально происходит конкуренция, на чем они могут выиграть, в чем проигрывают, воспроизводя из года в год привычные алгоритмы. В этом большая проблема всей нашей экономики. А раз нет планов по выходу на новые рынки, на международный уровень — зачем нужны инновации?

Еще хуже другое. Те российские компании, которые готовы осваивать мировой рынок, сталкиваются с существенными трудностями. Спросите любого экспортера программного обеспечения из России, легко ли конкурировать с соперниками из других стран, когда сам по себе процесс вывоза интеллектуального товара через границу РФ оборачивается огромными издержками времени, сил и денег.

Нам трудно конкурировать с иностранцами и потому, что человеческий капитал, который собственно и является базисом для инноваций (их придумывают люди!), находится в нашей стране также в не самых комфортных условиях. Налогообложение зарплаты, прибыли... Все эти вопросы у нас решены так, что развивать проекты, в которых велика доля утилизации кадров (особенно высококвалифицированных), просто невыгодно.

Думаю, всей стране пора уходить от прежней модели администрирования и начинать больше внимания уделять глобализации бизнеса. Это одна из задач, которую должно решить государство. Сначала надо помочь хотя бы крупнейшим российским игрокам стать глобальными. А уже потом в «прорыв» пойдут все остальные.

Я искренне уверен, что только стремление выходить на мировые рынки как раз и является главной движущей силой, заставляющей бизнес искать, генерировать и коммерциализировать инновации. В России же до сих пор «продажи» в деловом лексиконе — термин куда более популярный, чем инновации. Причем, имеются в виду «продажи» в России.

Да, пока российский рынок растет. Но через какое-то время он перестанет расти привычными для нас темпами и станет развиваться так же, как европейский — на единицы процентов. На таком уровне даже самые сильные игроки начнут стагнировать. Внутреннего рынка для них станет мало.

У нас в группе компаний АйТи есть большой бюджет на развитие. Он связан как с новыми технологиями, так и с оптимизацией управления. Но если этот бюджет не будет поддерживаться ростом бизнеса, нам придется, по сути, самим остановить развитие. У нас не будет смысла вкладываться в исследования, разработки и инновации, если все, что у нас будет — это медленно растущий внутренний рынок.

Тем временем хорошо заметно, что наиболее успешные компании, которые пошли по продуктовой модели и вышли на международный уровень, именно там получили основное ускорение. Причем, достижения многих известных ныне глобальных компаний — не только результат их непосредственной активности, но и следствие поддержки национальных правительств, которые поддерживали экспансию «своих» на транснациональные рынки.

Политика государства должна быть направлена на то, чтобы помогать компаниям заключать международные контракты — помогать авторитетом, связями, как угодно. Всем известно, что такая проактивная политика индийских властей привела к тому, что высокотехнологичный сектор в Индии рос на протяжении долгого времени чуть ли не в пять раз ежегодно. А ведь стартовые условия в Индии были гораздо хуже, чем у нас (и образовательные, и прочие). Но поддержка государства помогла демпфировать эти проблемы.

Эта тема для нас, участников индустрии ИТ, очень важна. Ведь ИТ обладают уникальными качествами. Это интернациональный, тиражируемый товар. Причем, товар модный, интересный молодежи. Это сектор, в котором активный человек может построить карьеру быстрее, чем в других отраслях. Что еще нужно для того, чтобы сделать именно рынок ИТ площадкой для выращивания инноваций? Только внятная политика властей. Все остальное мы сделаем сами.

И не нужно обязательно поддерживать игроков какими-то прямыми финансовыми вливаниями. Нам, как представителям сервисной индустрии, куда важнее, чтобы наши российские заказчики получили «лифт», позволяющий им начать глобальную экспансию. Следом за ними пойдем мы. И у нас появятся внятные стимулы к тому, чтобы активно запускать инновационные проекты. Попутно расширились бы и возможности для сохранения в России лучших голов — умных, талантливых, изобретательных.

А что происходит сейчас? ИТ-профессионалы, овладевшие навыками и компетенциями, конвертируемыми в других странах, уезжают. Им скучно на российском рынке, который замкнут сам в себе. Мне кажется, это очень серьезный вопрос, который должен решаться не только силами ИТ-компаний, но и при поддержке государства. Опять-таки — поддержке не монетарной, а — на уровне условий существования всего российского бизнеса.

В России пока лучше всего работает практика «Не мешайте нам!» (вариант — «Главное, чтоб нас не трогали»). Яркий пример — российский экспорт программного обеспечения, который оценивается уже на уровне 4 миллиардов долларов. А это уже суммы одного порядка с экспортом вооружений из России! Государство к развитию этого сегмента, откровенно говоря, не приложило никаких усилий. Мало того, в последнее время есть даже некоторые ухудшения. Как бы то ни было, есть доказательство: мы можем производить товар, который охотно покупают на мировом рынке.

А что будет, если государство начнет промоутировать бренд российской разработки ПО, способствовать экспорту разработок? Думаю, результаты будут еще более внушительными. И окажется, что «администрировать» создание современных товаров и услуг (в том числе и инновационных) не нужно.

Возможности в бизнесе всегда работают лучше, чем «обязаловка».

Центральный федеральный округ