17.05.2012, Романов Дмитрий

Работа с информацией, с контентом, понимание, как происходят информационные потоки между людьми в организации, дает возможность оценивать отдельные аспекты корпоративно-информационной культуры. А это вещь очень не простая. И столь же важная.Это значит, что при необходимости вы можете получить в свое распоряжение «эмоциональный градусник» и начать оценивать общее состояние социальной среды любой системы. Например, вашей компании. Наблюдать за динамикой, смотреть, что происходит. И, главное, делать выводы: развиваются процессы в позитивном или в негативном, депрессивном русле. А это уже инструмент обнаружения локальных конфликтов и их купирования.
Руководителям стоит иметь в виду: возможности для более четкого понимания того, что реально происходит в коллективе, сегодня максимально велики. И это шанс организовать процесс правильного операционного воздействия на сотрудников.
Я специально не вдаюсь в детальное обсуждение конкретных реализаций. Сейчас важнее принцип и понимание, что поставщики ИТ готовы предложить вам такого рода инструментарий.
Очевидно, что деятельность организации в постиндустриальную эпоху зависит, в том числе и от того, как происходят взаимодействия людей друг с другом. Они обмениваются информацией, выполняют работу по проектам в рамках бизнес-процессов. Но, кроме этого, между сотрудниками существуют неформальные взаимодействия. И порой их роль оказывается определяющей.
Поскольку мы уже знаем, что менеджмент — это точная наука, первые лица компании могут и должны понять, какой именно деятельностью заняты сотрудники.
Для решения подобных вопросов часто приглашают консультантов. Представители консалтинговых компаний долго изучают процесс и заявляют: «Ваша компания работает неправильно! Надо эффективно настроить бизнес-процессы и тогда все будет хорошо». Затем они долго что-то перенастраивают и улучшают. Но счастье в компании почему-то не наступает. Приглашаются другие консультанты, которые начинают уверять, что самое главное — наладить проектную деятельность. «Сегодня именно это — основной тренд, — говорят они. — Всё в этом мире теперь состоит из проектов». Но и внедрение проектного офиса не приносит ожидаемых результатов.
На самом деле все гораздо проще. И консультанты здесь не нужны. Бизнес-процессы и проекты — два разных мира, два разных измерения бизнеса. Проект — это уникальная деятельность. А бизнес-процесс — повторяем и воспроизводим. Именно за счет этого бизнес-процесс и можно сделать эффективным.
Проекты всегда связаны с высокими рисками, высокой степенью неопределенности, новизны. В случае же с бизнес-процессами все понятно, повторяемо, делается изо дня в день по привычной схеме и с минимальными рисками.
Команда при работе в проектах все время меняется, создается под конкретные задачи. А при отлаженных бизнес-процессах состав сотрудников, как правило, постоянный.
Проектная деятельность всегда привязана к конкретным точкам – запуску, пуску, началу работы. А для процессной деятельности характерна строгая привязка к календарным срокам: квартал, год.
При этом внешне, «со стороны» все выглядит похоже: люди работают, общаются, встречаются, совещаются. И понять, что они делают, по какой схеме работают (процессной или проектной), без специальных инструментов сложно.
Зато на этот вопрос легко ответить, исходя из анализа структуры коммуникаций, которые есть у конкретных сотрудников. И без привлечения дорогостоящих консультантов.
В следующей колонке я постараюсь рассказать, как круг общения влияет на развитие компании. А пока зафиксируем важный промежуточный итог. Когда речь идет о работе с контентом в компании, имеются в виду не только документы — приказы, отчеты, распоряжения. В сфере внимания руководителей должен оказаться и неформальный «текст» взаимоотношений в коллективе. И, повторяю, это больше не ручная работа. Благодаря современным ИТ.