In English

Не пора ли использовать лучший региональный опыт поддержки рынка ИКТ на федеральном уровне?

23.05.2012, Яппаров Тагир
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/20098

Не пора ли использовать лучший региональный опыт поддержки рынка ИКТ на федеральном уровне? Я уже не раз говорил о том, что ИТ-индустрию нельзя «заставить» что-то делать. Нужны внятные экономические рычаги и стимулы. Вот тогда будут результаты.

В прошлой колонке я затронул тему экспорта программного обеспечения. Этому сегменту нашего рынка государство никак не помогало. Но, поскольку дело обошлось и без удушающей «помощи», растущий глобальный спрос на контрактную разработку софта привел к тому, что продажи созданного российскими компаниями программного обеспечения по порядку цифр уже вполне сопоставимы с экспортом вооружений из РФ. А теперь задумаемся: какими будут результаты, если государство все-таки начнет (нет, не «помогать») эффективно мотивировать отечественные ИТ-фирмы, развивать это направление бизнеса?
Часто приходится слышать: единственное, чего российский рынок ИТ просит у государства, так это чтобы индустрию вообще «не трогали». То есть не мешали, но и не помогали. Однако примеры формирования разумных экспортно-ориентированных экосистем есть и в нашей стране. Мало того, экспортная политика, реализуемая властями и игроками рынка, в России может быть тиражируемой. По крайней мере в некоторых регионах уже удалось добиться того, что «свои» ИТ-компании успешно выходят на федеральный рынок. Так что мешает изучить и масштабировать этот опыт? Ведь умелая поддержка региональных компаний — своего рода уменьшенная копия возможной поддержки национальной индустрии ИТ в целом!

Обратите внимание на вполне реальные успехи, которых удалось добиться в регионах, взявших четкий курс на поддержку ИТ. Возьмем в качестве примера Татарстан (согласитесь, назначение нового министра связи и массовых коммуникаций в этом смысле символично) или Новосибирскую область. Доля ИТ-составляющей в составе валового регионального продукта здесь постоянно нарастает. То есть на уровне отдельных регионов модель стимулирования отрасли — работает. А Татарстан, на мой взгляд, — просто блестящий пример вдумчивой разработки и успешной реализации региональной программы, позволившей многим компаниям из этой республики стать игроками всероссийского масштаба.

Внимание властей Татарстана к ИТ-сегменту очевидно. Об этом свидетельствуют не только цифры, но и многочисленные «неформальные» индикаторы. Скажем, любой иностранной делегации здесь сразу же устраивают встречу с крупнейшими компаниями. Активно культивируются и логика расширения внутреннего заказа («все, что могут делать республиканские ИТ-компании — должно доставаться им»), и моральная поддержка, и продвижение.

Если крупное предприятие федерального или мирового масштаба намеревается выйти на рынок Татарстана или запустить производство, в нужный момент звучат соответствующие рекомендации в адрес местных поставщиков ИТ-сервисов. Как следствие, в республике уже есть ИТ-компании со штатом в 1500-2000 человек.

Это уже тот уровень развития бизнеса, когда можно выстраивать четкую стратегию, тщательно растить и развивать собственные кадры, заниматься исследованиями и разработками.

Те, кто часто посещает выставку информационных технологий CeBIT в Ганновере, хорошо знают, насколько представительно выглядит делегация Татарстана. Стоит ли удивляться, что доля ИКТ в ВРП республики составляет уже 3,8%, тогда как в среднем по России колеблется от 1% до 2%.

Вопрос: если в отдельных регионах удается реализовать программы, приводящие к увеличению доли ИКТ вдвое, не следует ли использовать те же подходы на федеральном уровне?

Лично я на этот вопрос склонен отвечать положительно.

Центральный федеральный округ