In English

Знаем ли мы, что такое информация, или Главная задача «айтишников»

31.05.2012, Славин Борис
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/20341

Знаем ли мы, что такое информация, или Главная задача «айтишников» Несмотря на то, что практически все уверены: мы живем «в век информатизации», и фраза «кто владеет информацией – владеет миром» стала крылатой, большинство людей не знают, что такое информация. Даже «айтишники», казалось бы профессионалы в области информации, не все знают, что законы кибернетики не описывают процессы рождения информации. Более того, мы порой и не пытаемся осмыслить фундаментальные основы информационного мира. Все заняты созиданием, «некогда думать – рубить надо».

Вводя понятие информации как меры неопределенности, равной величине энтропии, основатели кибернетики (Клод Шеннон и Норберт Винер) создали математический аппарат измерения объема и расчета потерь информации в каналах передачи данных. Но по аналогии с законом увеличения энтропии действует и закон уменьшения информации в физических средах. «Никакая операция над сообщением не может в среднем увеличить информацию. Здесь мы имеем точное применение второго закона термодинамики к технике связи» - писал Н. Винер. А это в свою очередь означает еще более сильное утверждение: появление или увеличение информации не описываются законами кибернетики и никак не связаны с физической средой, которая может лишь уменьшить величину информации за счет разрушения материала.

Более того, мы часто используем понятие ценности или полноты информации, но и эти термины не имеют отношения к кибернетике. Леон Бриллюэн хорошо понимал ограниченность кибернетического подхода к информации. При обсуждении энтропийной формулы в своей книге «Наука и теория информации» он неоднократно указывал, что «это весьма точное определение ограничивает нас. Чтобы получить это определение мы должны исключить и игнорировать многие из обычных значений слова информация. В соответствии с нашим определением совокупность 100 букв, выбранных случайным образом, фраза в 100 букв из газеты, пьесы Шекспира или теоремы Эйнштейна имеют в точности одинаковое количество информации. Другими словами мы определяем информацию как нечто отличное от знания, для которого у нас нет количественной меры».

Чем же мы управляем в наших информационных системах? Кто рождает информацию, кто делает ее ценной?

Ряд ученых считает, что выход из тупиковой ситуации в привлечении синергетики для описания задач превращения информации. Действительно, закон возрастания энтропии, и физики это знают, в нелинейных и неравновесных системах может нарушаться. Кроме того многочисленные параметры нелинейных уравнений вполне могут моделировать такие характеристики информации как ценность и актуальность. Но синергетика – это всего лишь инструмент, а не теория, и в отличие даже от законов кибернетики, она не дает понимания, что такое информация. На самом деле никакая наука не сможет описать процессы рождения информации, если из нее будет исключен человек.

Умение мыслить и возможность передавать результат мышления в овеществленном и символьном виде другим людям – это отличие людей от животных, но это как раз и есть информация. Именно мыслящий и коммуницирующий человек является творцом информации. А следовательно и информационная система – это система коммуникаций между людьми, которая позволяет им творить и делиться результатами своей деятельности друг с другом. Только человек может порождать информацию. При этом информация – это коммуникативное понятие, имеющее смысл только в том случае, если между людьми существует общение. Так что информация рождается только там, где есть люди и коммуникации.

Можно поспорить с классиками марксизма о том, что сделало человека человеком. Принято считать, что процесс превращения обезьяны в homo sapiens связан с умением изготавливать орудия труда, пролетарский подход. Но я бы сказал, что человека сделала информация. В тот момент, когда обезьяна не просто поняла, что орехи можно разбивать камнем, а передала эту информацию кому-то другому, причем в форме самого камня или символа, произошло рождение информации. И обезьяна превратился в социальное существо, стала человеком.

Таким образом, информация рождается только людьми и только в процессе ее передачи. И этому процессу способствуют существующие средства коммуникации. Это не просто философский вывод, а реальное руководство к действию. Если мы хотим, чтобы информация росла, надо создавать средства коммуникации между людьми. И именно в этом заключается основная задача «айтишников». А мы это часто забываем, создавая системы ради систем, а не ради человека.

Центральный федеральный округ