In English

Проблема-2012. Надо успеть!

21.06.2012, Гриднев Виктор
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/20889

Проблема-2012. Надо успеть! В прошлой колонке я говорил о том, что реализация ФЗ-210, согласно которому с 1 июля 2012 года должно начаться межведомственное взаимодействие между субъектами РФ и органами местного самоуправления, скорее всего, потребует гораздо больше времени и усилий, чем прогнозировалось поначалу.

Лишь для того, чтобы только подготовить конкурс, провести его, выбрать победителя (ведь кто-то же должен внедрять программные решения «электронного правительства»!), требуется не менее двух месяцев. А перед этим нужно еще провести подготовительную работу, которая также может занять несколько месяцев! Реально ли успеть?Теперь посмотрим на ситуацию с практической точки зрения, с позиции государственных служащих, которые отвечают за решение задачи по организации межведомственного взаимодействия.

Сегодня большая часть регионов поставлена просто в безвыходную ситуацию. Каким-то чудесным образом (возможно, вызвав джина или золотую рыбку) им надо реализовать поставленную задачу, которая только с технологической точки зрения требует гораздо больше времени, чем осталось до 1 июля.

За прошедший год, конечно, было сделано очень много. В федеральном сегменте межведомственное взаимодействие как-то налажено, появилась возможность получать целый ряд документов в автоматическом режиме (по ограниченному перечню), часть – в асинхронном. Как сказал один региональный коллега: «Работа с помощью «биоконвекторов»: один «биоконвектор» пишет запрос, другой «биоконвектор» пишет ответ» - вот такое межведомственное взаимодействие.

Однако, даже при использовании «биоконвекторов», все технологические проблемы межведомственного взаимодействия решить за такой короткий срок нельзя. И как сделать так, чтобы к 1 июля «все заработало», сказать сложно. «Приписки» здесь не помогут. Система должна реально начать работать, обладать юридической значимостью и позволять получать необходимый результат: от граждан должны перестать требовать документы, уже имеющиеся в распоряжении госструктур, как это и заявлено в ФЗ210!

И это только половина дела. В будущем (и не очень отдаленном) должен наступить следующий этап: от режима «биоконвекторов» (то есть взаимодействия в режиме оффлайн) необходимо перейти к полностью автоматической работе.

Значимость этой цели очевидна. Во многих регионах подобная автоматизация — единственное средство, которое поможет системе хоть как-то работать. Если речь идет о 50 запросах в день, можно работать в асинхронном виде. Но когда их количество идет на десятки тысяч (и это только в сфере социальных услуг), жизнеспособным может быть только и исключительно автоматический обмен. А на реализацию таких сложных ИТ-конструкций нужно время.

Кроме того, между регионами существует сильное технологическое и бюджетное неравенство. Скажем, если в крупных городах на реализацию этой задачи выделены бюджеты, исчисляемые миллиардами рублей, то решение точно такой же задачи и с таким же объемом документов межведомственного взаимодействия менее богатые регионы должны осуществить за гораздо меньшие деньги.

Так что «Проблема 2012» скорее всего никуда в этом году не исчезнет.

Наша компания работает над решением этой проблемы в нескольких регионах РФ. Максимум из того, что можно успеть, будет сделано. Что требуется для межведомственного взаимодействия на «горизонтальном уровне» - между региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления - сделать возможно, но без «вертикального взаимодействия» - с федеральными органами государственной власти с использованием СМЭВ система будет не полной. Так что, очень хочется верить, что имеющиеся на федеральном уровне ограничения (технологические и организационные) в отношении доступа к данным не помешают реализации столь важного для страны проекта.

При этом государство уверяет, что срок вступления закона в силу переноситься не будет. Так что нам остается с нетерпением ждать 1 июля.

Центральный федеральный округ