05.07.2012, Морозов Игорь

Сейчас эти дискуссии сошли на нет. С одной стороны, потому, что технологии шагнули вперед. Раньше дистанционное обучение больше походило на классическое заочное обучение. Сейчас оно все-таки ближе к «электронному обучению». При этом официально речь идет о «дистанционных образовательных технологиях». Именно так написано в единственном законодательном акте, который на сегодняшний момент существует.
Термин очень расплывчатый, он по большому счету может означать все что угодно, даже голубиную почту. Лет десять назад, когда мы в Академии АйТи только начинали заниматься дистанционным обучением, эта тема была предметом многочисленных дискуссий. Основные дебаты происходили вокруг качества образования: падает ли оно при дистанционном обучении или остается на должном уровне? Тогда было сломано много копий: технократы полагали, что дистанционное обучение – «это наше все». Были и те, кто уверял: между преподавателем и учеником должен совершаться акт волшебства, а при дистанционном обучении это невозможно, по «каналу» частичку магии не передашь.
Однако стоит понимать, что дистанционное и электронное обучение – это далеко не синонимы. Популярный на Западе термин «электронное обучение» (e-learning) у нас не сильно приживается, поэтому чаще всего используется англоязычный термин без перевода. И означает он не способ передачи информации и навыков, а использование новых подходов к обучению, среди которых главная роль отводится ИТ и Интернету.
Дистанционное обучение – более широкое понятие, включающее в себя различные формы и виды. Основное его отличие — обучение «на дистанции». Однако именно этот показатель при электронном обучении не слишком важен. Можно учиться электронным способом и в классе, под руководством инструктора.
Говорить же о качестве электронного обучения, на мой взгляд, бессмысленно. Качественным и некачественным может быть как обычное, так и электронное обучение. Так что в значительной степени применимость того или иного способа обучения определяется контекстом.