In English

Почему управленцам важно знать, с кем, как и в каких терминах общаются сотрудники

16.07.2012, Романов Дмитрий
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/21539

Почему управленцам важно знать, с кем, как и в каких терминах общаются сотрудники В социологии есть такое понятие — «круг общения». И от того, насколько у человека этот круг велик и разнообразен, как широко распространяется сфера интересов и общения, зависит его «социальный капитал». Причем этот социальный капитал вполне «материален». Это связи, контакты, которые можно использовать в своей работе. Как следствие, гораздо больше возможностей у сотрудников, которые обладают таким капиталом, — в отличие от тех, чей круг общения ограничен.
Скажем, у какого-то человека в организации круг общения (не важно, большой он или маленький) быстро меняется — появляются новые люди, старые уходят, одни контакты прекращаются, другие появляются. Зная это, можно сделать вывод о том, что сотрудник скорее всего занят проектной деятельностью. Это либо руководитель проекта, либо продавец, а может быть, он работает в отделе развития. Все это становится понятно на основании анализа круга общения. (Подробнее об особенностях проектной и процессной деятельности можно прочитать в моей предыдущей колонке).Знание теории «социального капитала» и ее практическое использование очень полезно для того, чтобы понять, как выглядит реальный характер деятельности того или иного сотрудника. Это можно выяснить, даже не вникая в его деятельность и не зная должность, которую он занимает в компании.

У других людей, напротив, круг общения постоянный, с годами практически не меняется. А все изменения, которые происходят, связаны в основном с естественным процессом текучести кадров в компании. Вывод ясен: человек работает на одной и той же позиции в компании в рамках одних и тех же бизнес-процессов.

Мы проводили интересные исследования. Если по одной оси откладывать скорость изменения круга общения, а по другой – количество людей, работающих в организации, на графике появляются два характерных пика. Один пик — люди, которые связаны с процессной деятельностью. Второй — те, кто работает в проектах.

Причем мы проводили первые исследования еще до кризиса, в 2007-2008 годах. А потом провели такую же работу в самом начале кризиса. И выяснилась интересная закономерность. Первый пик во время кризиса вырос. А второй сильно уменьшился, практически исчез.

Сразу стало понятно (если бы мы, скажем, проводили исследование в чужой компании, бизнес которой был бы нам совершенно незнаком), что деятельность организации в момент кризиса претерпела совершенно очевидные изменения. Были закрыты проекты, и компания стала в большей степени заниматься проблемами собственной операционной эффективности.

Изучение круга общения сотрудников — еще один инструмент и важный управленческий показатель, который позволяет понять, чем реально заняты те или иные члены вашего коллектива.

Точно так же можно отслеживать семантику информационных взаимосвязей. Ведь кроме круга общения есть еще и «словарь»: люди в общении пользуются определенным набором терминов. Изучая, как меняется со временем этот словарь, можно отслеживать и изменения в деятельности каждого конкретного человека. Как только в его лексиконе появляются новые слова, будьте уверены: сотрудник занялся чем-то другим!

Центральный федеральный округ