In English

ИТ завтрашнего дня

19.07.2012, Гриднев Виктор
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/21661

ИТ завтрашнего дня Недавно мы с коллегами размышляли над тем, в какую сторону будут развиваться информационные технологии. «Первые шаги» ИТ были связаны с автоматизацией существующей деятельности и преследовали простые и понятные цели: сделать пишущую машинку более удобной, упростить процесс вычислений, автоматизировать четко регламентированные бизнес-процессы (основной вектор был направлен как раз на автоматизацию бухгалтерии и финансов), оптимизировать существующие процессы в компаниях и административные процессов в госсекторе...


Да, компании пытаются улучшить, а затем формализовать свои бизнес-процессы. На это тратится много ресурсов. Однако эффект в результате получается довольно сомнительным. Увы, слишком многое приходится постоянно пересматривать и переделывать. А реальная жизнь в организациях, по большому счету, идет как бы «параллельно» (и часто независимо) от той логики, которая заложена в ИТ-решениях.Эти задачи информационные технологии, по большому счету, решили. Мы научились «укладывать» бизнес-процессы в автоматизированные системы. Но то, что получается в результате, на самом деле не слишком поражает воображение. Тот «довесок», который дает применение ИТ, честно говоря, не очень велик. Это становится особенно заметным, если посмотреть на то, что происходит при автоматизации процессов взаимодействия между различными управленческими системами внутри компаний. А самое обидное заключается в том, что эффект «приращения», которого можно добиться с помощью ИТ, ограничен и исчерпаем. Преимущества ИТ компаниям и организациям если и дают, то на очень короткое время.

Возникает вполне законный вопрос: в чем же будет заключаться ценность ИТ на следующем этапе развития? Вопрос для размышления, так сказать.

В чем состоит текущая ситуация:

Все процессы сегодня происходят гораздо быстрее, чем раньше, а нынешнюю скорость смены технологий просто невозможно было себе представить еще десять лет назад. Если прежде можно было строить прогнозы на сравнительно длительные периоды, выстраивать стратегическое планирование, то в наши дни все привычные способы предугадать будущее (как в случае с государственными организациями, так и коммерческими компаниями) перестают работать.

Приведу пример. В сфере государственного стратегического планирования существует довольно большое количество документов: «Стратегия развития 2008-2012», «Стратегия-2020» и множество других стратегий и еще больше планов. Документы эти во многом грамотно составлены и интересны. Но у них есть один большой недостаток: после выхода в свет они тут же устаревают. Устаревают по той простой причине, что, пока описывали существующее состояние, оно уже успело измениться.

Что можно сделать для того, чтобы возможность поступательного движения на длительный период сохранилась, а вектор развития можно было предугадывать?

Мне кажется, один из вариантов таков. Если обеспечить полный контроль над текущим состоянием компании, страны, региона, то скорость реакции на изменение ситуации может существенно возрасти, а время «запаздывания», напротив, сократиться. Добиться этого контроля, зафиксировать основные характеристики текущего состояния и получить возможность принимать решения, наиболее эффективные с тактической и стратегической точки зрения, можно только с помощью информационных технологий. Причем фиксация должна происходить по максимально большому количеству параметров для каждого из управляемых объектов: компаний, госучреждений, предприятий.

Можно провести аналогию с эволюцией автомобиля. Скажем, в 20-е годы ХХ века машина была довольно примитивной конструкцией, в которой были пара педалей, руль и клаксон, а процесс управления полностью зависел от человека. Сейчас же автомобиль — сложнейшая система, его состояние оценивает огромное количество различных систем и датчиков. И дело постепенно идет к тому, что процесс управления будет все в большей степени передаваться от человека — к машине.

Следуя этой логике, тотальный контроль над всеми основными параметрами и элементами системы, которой мы хотим эффективно управлять (включая человеческие ресурсы, активы компаний, бизнес-процессы и т.п.), становится ключевым элементом успеха.

Да, многие об этом пока просто не задумывались. Однако довольно скоро проблема встанет во весь рост. Вот тогда-то роль ИТ начнет драматически меняться, и вот каким образом.

Раньше информационные технологии рассматривались не более чем средство автоматизации и улучшения процессов, что давало «эффект приращения» (пусть и небольшой). Теперь же процессы становятся вторичными, уходят на задний план. На следующем этапе развития способы построения информационных систем будут перестраиваться с тем, чтобы решать совсем другие вопросы.

ИТ в полном смысле станут основой успеха, конкурентоспособности, гибкости и управляемости, в том случае если обеспечат гарантированный контроль за «настоящим».

Кстати говоря, разгоревшаяся в последнее время дискуссия о будущем ERP-систем в связи с новыми задачами ИТ, может повернуть в очень интересную сторону. Об «неэффективности» ERP говорят очень много. Но если следовать изложенной выше логике, получаются, что именно эти системы позволяют четко зафиксировать текущее состояние дел в компании по разным параметрам, «учесть всё» — финансы, контрагентов, персонал, активы, и тем самым решить задачи, о которых я говорил.

Так что у ERP-систем вполне может открыться «второе дыхание»!

Не знаю, что получится в результате, и по какому пути пойдет дальнейшее развитие ИТ. Но я уверен в одном: подходы к формированию ИТ-систем, призванных поддерживать работу компаний, несомненно, изменятся.

Центральный федеральный округ