16.08.2012, Купцов Сергей

Пока еще не введена в действие Единая информационная система в здравоохранении, есть время сформировать правила взаимодействия различных систем. Это долгая, кропотливая, но критически важная работа. Все инфосистемы должны взаимодействовать на одном «языке», по одним и тем же протоколам и правилам. В противном случае информацию, связанную с оказанием медицинских услуг, придется вручную переносить в другие системы, отвлекая медицинский персонал от выполнения своей главной задачи. Помимо колоссальных потерь времени, при ручном способе сложно подтвердить достоверность информации.
Прежде чем начинать реформировать медицину, надо договориться о правилах, разработать стандарты, форматы информационного взаимодействия и начать действовать в соответствии с выработанными договоренностями. Если каждый регион будет создавать свой формат (а предпосылки к этому мы уже наблюдаем), в дальнейшем проблемы взаимодействия систем неизбежны.
Одним из направлений работы компании РИНТЕХ как раз и является разработка стандартов информационного взаимодействия между различными системами. Опыт Китая — с его либеральным рынком, где было разработано и внедрено множество различных систем, которые сейчас друг с другом не стыкуются, — показал, что выработка стандартов должна происходить на самой ранней стадии реформы. Если эту проблему не решить своевременно, в дальнейшем придется останавливать все процессы и возвращаться на исходные позиции.
К счастью, в России вопросы стандартизации ИТ в сфере здравоохранения не стоят на месте. Несколько стандартов уже разработано и утверждено на уровне Минздрава. Несколько нормативов принято в Фонде ОМС — в частности, выпущен известный Приказ №79, описывающий правила взаимодействия разнородных систем по единым протоколам. Подобные регламенты планируется спустить на уровень взаимодействия «пациент — медучреждение», «медучреждение — страховая организация», «страховая организация — фонд ОМС».
От отсутствия формализованных процессов страдают все — не только разработчики ПО, но в еще большей степени страховые компании. Некоторые из них, охватывая более десятка регионов, при отсутствии стандартизации не могут свести всю информацию в единый вид.
Стандартизация имеет еще одну сторону. Если внедрены формализованные правила, процедуры и стандарты, то на рынке появляется большая конкуренция. Плохо ли это? Конечно, нет: вместо пустой борьбы за отдельные темы разработчики смогут формировать и реализовывать гораздо более масштабные задачи, которые в условиях дефрагментированного рынка реализовать в принципе невозможно. Стандартизация позволит прикладным компонентам, словно кубикам Lego, стыковаться друг с другом, добавляя новые функции и удобство. До тех пор пока не введена стандартизация, врачи будут заниматься рутинной работой по вводу данных, вместо того чтобы сосредоточиться на главном деле — лечении пациентов.
*Впервые было опубликовано в журнале СЮ №№07-08, 2012 г.