In English

О пользе стандартов*

16.08.2012, Купцов Сергей
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/22271

О пользе стандартов* Сегодня Минздрав России реализует несколько общих для всех федеральных сервисов, важнейшим из которых является федеральная интегрированная электронная медицинская карта. Рано или поздно эти сервисы перейдут из режима «обкатки» и интеграции, проб и ошибок в промышленную эксплуатацию и начнут функционировать. Для успеха их запуска особое значение имеет выбор эксплуатационной организации, способной взять на себя ответственность за управление такими специфическими данными. Очевидно, что это должна быть федеральная организация, потому что там будут храниться персональные данные, требующие высшей категории защиты.

Пока еще не введена в действие Единая информационная система в здравоохранении, есть время сформировать правила взаимодействия различных систем. Это долгая, кропотливая, но критически важная работа. Все инфосистемы должны взаимодействовать на одном «языке», по одним и тем же протоколам и правилам. В противном случае информацию, связанную с оказанием медицинских услуг, придется вручную переносить в другие системы, отвлекая медицинский персонал от выполнения своей главной задачи. Помимо колоссальных потерь времени, при ручном способе сложно подтвердить достоверность информации.

Прежде чем начинать реформировать медицину, надо договориться о правилах, разработать стандарты, форматы информационного взаимодействия и начать действовать в соответствии с выработанными договоренностями. Если каждый регион будет создавать свой формат (а предпосылки к этому мы уже наблюдаем), в дальнейшем проблемы взаимодействия систем неизбежны.

Одним из направлений работы компании РИНТЕХ как раз и является разработка стандартов информационного взаимодействия между различными системами. Опыт Китая — с его либеральным рынком, где было разработано и внедрено множество различных систем, которые сейчас друг с другом не стыкуются, — показал, что выработка стандартов должна происходить на самой ранней стадии реформы. Если эту проблему не решить своевременно, в дальнейшем придется останавливать все процессы и возвращаться на исходные позиции.

К счастью, в России вопросы стандартизации ИТ в сфере здравоохранения не стоят на месте. Несколько стандартов уже разработано и утверждено на уровне Минздрава. Несколько нормативов принято в Фонде ОМС — в частности, выпущен известный Приказ №79, описывающий правила взаимодействия разнородных систем по единым протоколам. Подобные регламенты планируется спустить на уровень взаимодействия «пациент — медучреждение», «медучреждение — страховая организация», «страховая организация — фонд ОМС».

От отсутствия формализованных процессов страдают все — не только разработчики ПО, но в еще большей степени страховые компании. Некоторые из них, охватывая более десятка регионов, при отсутствии стандартизации не могут свести всю информацию в единый вид.

Стандартизация имеет еще одну сторону. Если внедрены формализованные правила, процедуры и стандарты, то на рынке появляется большая конкуренция. Плохо ли это? Конечно, нет: вместо пустой борьбы за отдельные темы разработчики смогут формировать и реализовывать гораздо более масштабные задачи, которые в условиях дефрагментированного рынка реализовать в принципе невозможно. Стандартизация позволит прикладным компонентам, словно кубикам Lego, стыковаться друг с другом, добавляя новые функции и удобство. До тех пор пока не введена стандартизация, врачи будут заниматься рутинной работой по вводу данных, вместо того чтобы сосредоточиться на главном деле — лечении пациентов.

*Впервые было опубликовано в журнале СЮ №№07-08, 2012 г.

Центральный федеральный округ