In English

Манипуляции и вторая половина жизни

27.08.2012, Славин Борис
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/22454

Манипуляции и вторая половина жизни На прошлой неделе в гости пришел молодой бизнесмен, который стал рассказывать, как он с использованием Интернет шоу умеет создавать ажиотаж вокруг своих идей. Он знает, как надавить на психику обывателя, чтобы заставить его контактировать. Он грамотно рассчитывает, какую часть из контактов можно конвертировать в первых клиентов. Он умело формирует у людей потребность в его решениях. Молодой человек настолько заражен масштабом возможностей манипуляции людьми, что хочется восхищаться вместе с ним... А может быть, не стоит этому радоваться?

Глупо задавать вопрос: хорошо или плохо использовать манипуляции. Ими пользуются все, и не только в бизнесе. Ими будут пользоваться и дальше, пока между людьми будет недоверие. Именно отсутствие доверительных отношений заставляет человека манипулировать сознанием другого. Если мы не готовы прямо изложить свои желания собеседнику, мы будем подталкивать его к тому, чтобы эти желания ему захотелось удовлетворить. Если мы не верим, что люди согласятся с нашими предложениями, мы их «подадим под таким соусом», чтобы они стали им приятны. И так далее, и тому подобное.

История породила целый сонм методов, которыми манипуляции продвигают в сознание человека идеи, необходимые для управления им. Семь, наиболее часто употребляемых, даже объединили в «азбуку пропаганды». Игорь Панарин в книге «Информационная война, PR и мировая политика» перечисляет их: «приклеивание или навешивание ярлыков» (name calling), «сияющие обобщения» (glittering generality), «перенос» (transfer), «ссылка на авторитеты» (testimonial), «свои ребята» (plain folks), «подтасовка» (card stacking), «общий вагон» (band wagon), и добавляет: «Эти семь основных приемов в систематизированном виде были сформулированы в США в конце 30-х гг. в Институте анализа пропаганды. Известно, что основой для анализа этих приемов во многом послужила практика обработки массового сознания в фашистской Германии».

Манипуляции требуют вождей, незаурядных личностей. Один из идеологов современного PR, автор книги «Пропаганда» Эдвард Бернейс писал «Публике не интересен человек-автомат. Ей интересен лидер, борец, диктатор». Нетрудно понять, что такие лидеры востребованы, причем в немалом количестве, и не только в политической, но и в экономической жизни. «Сегодня успешный бизнесмен пытается копировать политика. Он научился устраивать такие же шумные и яркие кампании. Он делает все, что ему положено. Он устраивает ежегодные ужины с речами, заводит себе флаги, пыжится, изображает величие и имеет псевдодемократические повадки, слегка приправленные покровительственными манерами. По случаю он поощряет своих работников, почти так же, как республика в старину вознаграждала достойных граждан». Заметим, что эти слова Бернейс, племянник Зигмунда Фрейда и «отец» пропагандистской машины США, написал еще в 1928!

Еще одним методом манипуляции информации является конкуренция. Противопоставляя одного человека другому, вызывая зависть, соперничество, легче управлять людьми. Формула «разделяй и властвуй» (divide et impera) использовалась государством еще издревле, и до сих пор используется для манипуляций. Однако именно такой метод приводит к тому, что люди все больше и больше социализируются, объединяются в различные сообщества, в рамках которых они ищут одно - доверие друг к другу. Многочисленные профессиональные сообщества создаются, чтобы можно было без оглядки на руководство предприятий или ведомств обсуждать технические проблемы, обмениваться опытом, в том числе и неудачным. Клубы по интересам объединяют людей, которые хотят доверительно общаться с единомышленниками и соратниками по увлечению.

Современные социальные сети позволяют быстро менять социальное окружение, создавать собственные сообщества, включая в них только тех людей, которым человек симпатизирует или с кем связан общей деятельностью. Новые технологии позволили и манипуляции использовать на «полную катушку» - столько информационных возможностей! Однако бурный расцвет разнообразных «методик влияния», как это ни парадоксально, стал укреплять противодействие человека манипуляциям, формировать или хотя бы искать истинные доверительные отношения. Так же, как человечество получило иммунитет против большинства болезней, переболев ими, так и иммунитет от манипуляций сформируется лишь тогда, когда возможности манипуляций будут исчерпаны и возникнут новые доверительные отношения между людьми. И новые технологии ускорят это.

Можно не верить в то, что манипуляции уступят место доверительным отношениям. Но аргументом для оптимизма может стать психология человека, в которой отражается в миниатюре общество. Известный американский психолог и психотерапевт Эверетт Шостром в своей книге «Человек-манипулятор» писал, что человек в своем развитии проходит путь от манипулятора до актуализатора: «Стиль жизни манипулятора держится на четырех "китах": ложь, неосознанность, контроль и цинизм. Философия жизни актуализатора отмечена четырьмя противоположными характеристиками: честностью, осознанностью, свободой, доверием... Средний бизнесмен не предпринимает никаких попыток стать актуализатором до тех пор, пока неожиданный сердечный приступ не заставит его задуматься, что такое жизнь и зачем он живет. Но до этого он слишком занят, чтобы обращать внимание на какую-то там экзистенциальную белиберду. Как отмечал Карл Густав Юнг, первая половина жизни посвящена достижениям и свершениям: мы получаем образование, устраиваемся на работу, женимся или выходим замуж, делаем карьеру. Вторая половина жизни связана с развитием нашей внутренней сущности. И если кто-то избегает этого, если в зрелости он продолжает жить так же, как жил в молодости, скоро он понимает, что пресытился этой жизнью, запутался в ней и устал от нее; ибо законы, действующие в первой половине жизни, отличаются от законов, которым подчиняется ее вторая половина».

Людей из «второй половины» жизни становится все больше. Мы замечаем рост благотворительных организаций, волонтерских движений. Растет число проектов, которые делаются не столько за деньги, сколько за идею. Человечество мудреет, а современные технологии формируют реально прозрачную и интеллектуальную информационную среду. Коллективное мышление развивается быстрее, чем интеллект одного человека, и «вторая половина» жизни всего человечества уже не «за горами». Да, до сих пор возникают рецидивы информационного промывания мозгов со стороны политиков, особенно в моменты предвыборных кампаний. Да, еще можно наблюдать массовые шоу, скандирующие осанну или проклятия правителям. Да, бизнесу еще необходимы манипуляции. Но все меньше и меньше... Доверие обретается через отрицание.

Центральный федеральный округ